МОСКВА, 9 дек - РИА Новости. Принадлежащая медиа-магнату Руперту Мердоку компания News Outdoor Group, крупнейший в России оператор наружной рекламы, ориентируется на сокращение рекламного рынка от 10% до 30%, при этом компания разработала три сценария борьбы с кризисом - от оптимистичного, до сверхжесткого, направленного на выживание, сообщил управляющий директор News Outdoor Group Максим Ткачев в интервью газете "Коммерсант", опубликованном во вторник.
"Мы для себя сделали три плана - А, B и С, рассчитанные на кризисные явления различной степени жесткости. При этом мы ориентируемся на сокращения рынка от минус 10% до минус 30%. План А уже внедрили, он подразумевает сокращение той жировой прослойки, которая образуется в хорошие времена у любой компании: это те 1-5% сотрудников в каждом подразделении, уход которых из офиса не отражается на работе компании, и те 3-4% рекламных мест, которые продаются несколько месяцев в году. План Б предусматривает существенные сокращения наших прямых затрат и накладных расходов, включая зарплаты персонала и штата офиса, отказ от существенной части наших рекламоносителей и полную заморозку капиталовложений. Время для его внедрения еще не пришло. План С - это очень жесткий план, направленный на выживание. Вероятность его внедрения невелика, но мы готовы и к этому сценарию", - сказал Ткачев.
По его словам, в настоящее время участники рекламного рынка ожидают снижения потребительского спроса на товары народного потребления, которое неизбежно тянет за собой сокращение объемов рекламы, в том числе наружной. Вторая проблема, по его словам, заключается в высоком уровне неопределенности: никто не знает, какой глубины кризис, будет ли дно достигнуто через полгода, либо 2010 год будет хуже, чем 2009-й.
"Естественная модель поведения, которой многие наши клиенты следуют в такой ситуации,- покупка в последний момент на короткий срок. Есть и плюсы - сдувание ценовых пузырей на ряд продуктов и услуг, которые мы потребляем: сталь, алюминий, аренда недвижимости. Другая хорошая для нас новость - усиление конкуренции, которое всегда происходит в кризис", - подчеркнул он, выразив уверенность в том, что при грамотном госрегулировании рецессия в отрасли может быть слабее, чем в среднем по рынку.
Комментируя данные агентства "ЭСПАР-Аналитик" о том, что на 30 октября количество подтвержденных контрактов на январь сократилось с прошлогодних 53% до 13%, Ткачев сказал, что не готов их подтвердить, "хотя в целом они имеют право на существование".
"Я бы связал происходящее как раз с краткосрочным планированием, на которое переходят рекламодатели. В принадлежащих News Corp. газетах в Великобритании сейчас до 50% недельного объема рекламы покупается в предшествующую неделю. Это означает, что компании, которым необходима коммуникация, не готовы от нее отказаться, но решают в последнюю минуту. У нас все не так плохо, но тенденция понятна", - подчеркнул исполнительный директор.
По его словам, кризис отбрасывает рынок на три-пять лет назад, в ситуацию 2003-2005 годов. "Понятно, что тяжело увольнять сотрудников, резать зарплаты, отжимать подрядчиков. Самое трудное: договариваться с муниципалитетами о понижении арендных ставок. Нас, безусловно, ждет непростой 2009 год, но мы к нему готовы", - заверил он.
При этом Ткачев подчеркнул, что последствия кризиса на столичном рекламном рынке будут тяжелее, чем в регионах, в связи с тем, что в Москве высока ставка городской аренды и постоянно проводятся кампании по сокращению и демонтажу конструкций. "Мы очень рассчитываем на антикризисную программу правительства Москвы, которая поможет всем участникам рынка преодолеть тяжелые времена. Причем я имею в виду не столько операторов, сколько рекламодателей. Не секрет, что крупнейшая категория затрат операторов - это арендные отчисления в пользу города, которые операторы включают в цену для конечных потребителей. В случае сохранения текущих тарифов в 2009 году, они могут оказаться запретительно-высоки для широкого круга московских и федеральных рекламодателей", - подчеркнул руководитель News Outdoor Group.
"В ноябре мы участвовали в переговорах с правительством Москвы по поводу снижения арендных ставок, но эти переговоры ни к чему не привели, так как ни операторы, ни эксперты не смогли составить консолидированный прогноз и аргументированное доказать, на сколько надо понижать арендные платежи - на 20% или на 50%. В январе у нас появятся фактические данные о продажах и ценах и, я надеюсь, наши аргументы станут более весомыми", - продолжил он.
Комментируя сорвавшуюся сделку по покупке News Outdoor Group французской группой JCDecaux, Ткачев отметил, что основная причина этого - мировой финансовый кризис, который очень болезненно отразился на медиаиндустрии.
"В эпоху таких потрясений надо почувствовать, где находится своя собственная точка опоры, за что можно зацепиться, и после этого к этой точке опоры привязывать свои действия, в том числе такие ответственные, как сделки такого уровня. Вы знаете, что и JCDecaux, и мы вложили в эту трансакцию много сил и времени, и мне по-человечески жаль, что она не состоялась. Но жизнь продолжается и у News Outdoor есть все шансы после кризиса стать еще сильнее", - заявил он.
Говоря о проводимом Мердоком сокращениии инвестпрограммы News Corp., в которую входит News Outdoor, Ткачев отметил, что компания ходит из Индии, под сокращение попали все компании, которые находились в состоянии start up, в Юго-Восточной Азии, а также те, которые не были самодостаточными и не могли финансировать свое развитие за счет собственного cash flow - турецкое подразделение компания продала в начале года. Подразделения News Outdoor в Восточной Европе к таким странам не относятся, добавил он.
Комментируя высказывания Мердока, назвавшего инвестиционный климат в России неблагоприятным и высказавшего желание скорее продать свой бизнес в связи с опасениями что ее могут "украсть", глава News Outdoor подчеркнул, что его мнение расходится с мнением акционера.
"Общеизвестный факт, что у российского делового климата не самое справедливое освещение в зарубежных СМИ и решающую роль в высказывании, думаю, сыграл именно этот фактор. Парадокс состоит в том, что данный тезис озвучил человек, который сам во многом влияет на формирование мирового общественного мнения. Этот факт подтверждает, что современные медиа влияют на всех без исключения людей, в том числе и на тех, кому они принадлежат. Тем не менее это заявление - еще одно подтверждение того, что с точки зрения коммуникации с внешним миром России есть еще чем заниматься. Говорю это вам как рекламщик", - сказал Ткачев в интервью "Коммерсанту".