Андрей Кисляков для РИА Новости.
Марсоходы и зонды, работающие сегодня на Красной планете, пытаются составить ее «биографию», в частности, исследуя марсианский лед, следы которого говорят о былом изобилии воды на Марсе. Однако вполне вероятно, что межгалактическим археологам грядущего, восстанавливая историю нашей планеты, придется констатировать, что жизнь на Земле замерла или прекратилась именно из-за нехватки пресной воды.
По данным специалистов ООН, к 2025 г. более половины стран Земного шара могут столкнуться с серьезным дефицитом пресной воды, а уже к середине века нынешнего до трех четвертей населения испытает жажду. Но и сегодня один из шести человек – более миллиарда по всей планете – страдают в той или иной степени от недостатка питьевой пресной воды.
С чем же связан столь неутешительный прогноз? Факторов несколько. Прежде всего, Земля стремительно увеличивает число своих обитателей, которые, к тому же создают все новые и новые блага цивилизации, требующие огромных водных затрат. С другой стороны, глобальные климатические изменения наших дней приводят к наступлению пустынь на ранее плодородные земли, и в целом делают сельскохозяйственное производство все более «водоемким».
Согласно последним оценкам, каждому человеку на Земле в среднем требуется 1000 куб. м воды в год для питья, гигиены и производства продуктов питания. Степень обеспеченности зависит от региона, поскольку распределение водных ресурсов на планете очень неоднородно.
Особенно трудно обеспечить потребное количество воды в засушливых регионах слаборазвитых и развивающихся стран с высокой плотностью постоянно растущего населения. Но и динамично развивающиеся страны с гигантским населением, такие как Индия и Китай уже сегодня страдают от существенного недостатка пресной воды. Их могучие реки Ганг и Янцзы сильно мелеют на протяжении значительной части года. А бурный рост таких городов, как Дели и Пекин приводит к тому, что под ними падает уровень грунтовых вод.
Водный кризис не миновал и Соединенные Штаты. Сильные засухи последнего времени привели к дефициту воды во многих городах в северной части штата Джорджия и на больших территориях Юго-Запада.
По мнению ученых Международного института управления водными ресурсами, если в обществе сохранится нынешняя динамика экономического роста и увеличения населения, то спрос на воду к середине века возрастет более чем в три раза по сравнению с современным, что и приведет к нехватке питьевой воды уже через 20 лет.
В данной ситуации ученые и специалисты видят выход, который основан, прежде всего, на экономической составляющей. Так, обеспечить продуктами питания засушливые пустынные и полупустынные регионы можно, если ввозить туда все необходимое. В таком случае доставка товаров, которая представляется экономически оправданной, поможет многим странам избежать траты собственных источников воды на сельское хозяйство. Такой способ водосбережения сведет к минимуму уже сегодня разрастающиеся водные межгосударственные конфликты, например между Иорданией и Израилем, «делящими» воды реки Иордан.
Что касается развитых стран Европы и Америки, коим из-за больших естественных водных запасов опасаться дефицита влаги, казалось бы пока рано, стоит всерьез задуматься о модернизации инфраструктуры водоснабжения, которая из-за отсутствия должного ремонта в течение многих десятков лет сегодня приводит к существенным и невосполняемым потерям воды.
В любом случае, чтобы избежать жажды в уже недалеком будущем всем нам придется поработать. Свободное перемещение товаров требует соблюдения соответствующих политических и экономических условий, что в наше конфликтное время не всегда возможно. К тому же программы водосбережения отнюдь недешевы. Например, для модернизации своих водных систем США и Канаде в ближайшие 25 лет придется израсходовать в общей сложности $36 трлн.
Впрочем, жизнь того стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции