Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
ЕС начинает борьбу с пиратами. Операция «Аталанта», в которой принимают участие боевые корабли восьми стран Евросоюза, стартовала 8 декабря 2008 года, став первой совместной военно-морской операцией в истории ЕС. Первым командующим объединенной европейской эскадрой стал вице-адмирал Британского Королевского Флота Филипп Джоунс. В его подчинении находятся корабли Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Греции, Нидерландов и Бельгии. Задачи многонациональной эскадры пока не детализированы, более того, даже правила ее действий относительно досмотра, задержания и передачи пиратов для суда еще только предстоит определить.
Исходя из этого, можно предположить, что основной формой действий эскадры станет конвоирование караванов торговых судов через опасные районы, и патрулирование вод вблизи Сомали. Однако в сегодняшней ситуации простого конвоирования и охраны морских путей уже недостаточно – пираты явно расширили зону своей активности, свидетельством чего является захват супертанкера «Сириус Стар» у берегов Кении и атака на голландский контейнеровоз у побережья Танзании. Расширить же зону ответственности европейской эскадры на всю восточную Африку невозможно – для этого у ЕС не хватит кораблей.
Отдельно возникает вопрос о взаимодействии разных стран «антипиратской» коалиции. Как будут складываться отношения между российским фрегатом «Неустрашимый» и европейскими кораблями, и не будут ли они мешать друг другу, занимаясь одним и тем же делом в одном и том же месте? Ситуация усложняется также наличием на ТВД кораблей Индии и других азиатских стран. К сожалению, пока нет никакой информации об их координации, не говоря о едином штабе, который управлял бы действиями всех боевых единиц, что грозит как минимум несогласованностью действий.
Ожидать от начавшейся операции сокрушительного эффекта в виде полного прекращения пиратства – как минимум излишне оптимистично. Европейские моряки, в условиях наличия заложников и отсутствия единого мнения относительно мер по борьбе с пиратством, явно не планируют высадку на побережье и «зачистку» пиратских баз, что обеспечивает пиратам сохранность инфраструктуры и дает возможность свободно восстанавливать свои силы. Ситуация позволяет пиратам уводить на базы захваченные корабли прямо на глазах у европейской эскадры, прикрываясь заложниками от возможных силовых акций.
Самым удачным итогом начинающейся операции можно будет считать некоторое снижение пиратской активности, но отнюдь не прекращение пиратства полностью. Полное прекращение пиратства, как уже неоднократно отмечалось, возможно исключительно при условии стабилизации ситуации в самом Сомали и восстановления единой власти в этой стране, способной осуществлять охрану правопорядка на своей территории и защиту судоходства в своих водах. Такой задачи – восстановить мир и единство Сомали – перед эскадрой, конечно, никто не ставит. В любом случае, она неспособна ее выполнить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции