Рейтинг@Mail.ru
Грозит ли нам дефицит молока - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грозит ли нам дефицит молока

© www.lifegoggles.comЧерез десять дней будет понятно, какое молоко мы пьем на самом деле
Через десять дней будет понятно, какое молоко мы пьем на самом деле
Читать ria.ru в
Дзен
Через десять дней будет понятно, какое молоко мы пьем на самом деле. Ясность должна наступать сразу в момент покупки молока – достоверная информация о продукте должна быть указана на упаковке. Это обещают законодатели, принявшие технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Марина Смовж, специально для РИА Новости.

Через десять дней будет понятно, какое молоко мы пьем на самом деле. Ясность должна наступать сразу в момент покупки молока – достоверная информация о продукте должна быть указана на упаковке. Это обещают законодатели, принявшие технический регламент на молоко и молочную продукцию. Производители же предостерегают, что техрегламент, который вступит в силу 17 декабря, сделает молоко не столько «понятным», сколько дефицитным товаром.

Первые разговоры о том, что новый закон о производстве молока и молочной продукции внесет сумятицу в устоявшийся уже рынок и заставит покупателей стоять в очередях за этим социально важным продуктом, появились еще летом этого года.

Молочники, как и многие другие отраслевики, начали работу над своим техрегламентом в 2001 году, когда было принято решение о переходе с традиционных ГОСТов на положения регламентов. Примерно через пять лет документ был внесен в Госдуму и пролежал там без движения практически полтора года – в первом чтении депутаты приняли его только 9 июня 2007 года.

Второе чтение молочного техрегламента могло бы затянуться, как и первое, если бы премьер-министр Владимир Путин лично не распорядился разобраться с законопроектом. Его подчиненные по правительству и по партии тут же вняли распоряжению и проявили заботу о здоровье нации. Спикер Госдумы Борис Грызлов назвал продукцию молокоперерабатывающих компаний «жидкостью бело-мутного цвета, упакованной в пластиковые бутылки или картонные коробки». Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко пояснил, что «натуральным можно называть только цельное молоко и продукты, произведенные из такого молока». В итоге 12 июня 2008 года техрегламент был принят окончательно.

Представители же молочных компаний оказались менее проворными и не успели проследить за тем, как в разработанном ими техрегламенте появились дополнения. Они касались использования сухого молока в производстве питьевого. Именно молоко, произведенное с использование сухого, Грызлов и имел ввиду, когда рассказывал россиянам о бело-мутной жидкости. Теперь техрегламент наконец-то нашел имя этой продукции – молочный напиток, о чем и должно быть написано на упаковке такого продукта.

Молочный напиток и побудил производителей говорить о будущем дефиците молока. Представители молочных компаний в надежде докричаться до своих потребителей аппелировали к отсутствию здравого смысла в этом определении. И их аргументы были убедительны.

Начать хотя бы с того, что использование сухого молока при производстве питьевого не противоречит мировым нормам. Более того, в СССР, а потом и в России практика использования сухого молока для изготовления восстановленного существовала с 1967 года, когда был введен ГОСТ на пастеризованное молоко. И, как рассказывают некоторые технологи, только высококлассный специалист может отличить – произведено молоко из цельного сырья или из сухого.

Абстрагируясь от технических подробностей, производители напоминали о сезонности производства молока – зимой не всякую корову можно подоить. В некоторых же районах нашей страны зима – основное время года, и там просто физически нет цельного молока, а потому без сухого не обойтись.
Если же сухое молоко дискредитировано и, по техрегламенту, его использовать нежелательно, то, значит, дефицита не избежать. Размеры потенциального дефицита производители молока не называли.
Но, как выясняется, в масштабах страны сухое молоко не так уж и популярно. По расчетам Молочного союза России, в прошлом году в стране из сухого молока было произведено 1,26 млн тонн питьевого молока, а всего россияне выпили 9 млн тонн молока. Соответственно, на долю так называемого молочного напитка пришлось примерно 13%.

Истинные же беспокойства молочных комбинатов заключались в том, что неизвестно, как поведут себя потребители – будут ли они покупать даже эти 13% молочного напитка, или отправятся на поиски натурального молока. Так что в первое предупреждение о грядущем дефиците чиновники не поверили, и понятие «молочный напиток» в техрегламенте оставили.

Но ближе к вступлению закона в действие предупреждения о перебоях с поставками молока возобновились с новой силой. И на этот раз, похоже, производители могут оказаться правы, ибо проблема будет посильнее использования сухого молока в производстве.

В первые дни после вступления техрегламента в силу, скорее всего, покупатели и не почувствуют каких-то осложнений, так как продукция с длительным сроком хранения, произведенная до 17 декабря, может продаваться по старым сертификатам. Но на новую продукцию потребуется и новый сертификат.

Представители молочных компаний пытались убедить законодателей в необходимости переходного периода, чтобы покупатели не почувствовали дефицита. Но чиновники решили по-своему, пообещав выдавать сертификаты на новую продукцию на основе действующих, то есть автоматически заменять старые на новые. Вот только, как говорят участники рынка, вероятность того, что контролирующие органы не справятся оперативно с этой задачей, весьма высока. Ведь к 17 декабря надо заменить 13 тысяч действующих сертификатов, а пока еще ни одна компания не получила новые документы.

Роспотребнадзор же в своем письме от 3 декабря дал четкие объяснения - «не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»». «Вряд ли торговые сети и магазины захотят принимать на реализацию молоко со старыми сертификатами, - единодушны молочники в прогнозах. – Сетям эти проблемы не нужны, и они просто не поставят на полки такую продукцию».

Да и сами производители могут внести свою лепту в недостаток молока на полках. Как выясняется, зная о сроках вступления закона в течение шести месяцев, не все из них озаботились поставками новой упаковки, на которой и должно быть написано – молоко это или молочный напиток.

В итоге получается, что дефицит молока на прилавках все-таки возможен, но вовсе не из-за того, что резко упадет спрос на молочный напиток, а потому, что производители большей частью не успели заменить сертификаты, а в части молочного напитка – не подготовили новую упаковку.

По всем пунктам молочный техрегламент, принятый первым из всех отраслевых подобных законов, с точностью повторил русскую поговорку про первый блин. В спешке заботясь о рационе покупателей, даже с датой вступления его в силу произошел казус. Действие техрегламента должно было начаться спустя полгода после опубликования его в официальном правительством СМИ. В таком СМИ, «Российской газете», документ и был опубликован 19 июня. Но в «Вестник законодательства РФ» он попал раньше – 16 июня. Так что, судя по всему, 17 декабря – единственный компромисс, на который удалось уговорить законотворцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала