Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Брюссель предложил всем своим восточным (и российским западным) соседям установить новые отношения. Если внимательно вчитаться в содержание программы «Восточноевропейское партнерство», финальный проект которой разослан в европейские столицы, то за ним очень отчетливо встают слова типа: «Забудьте про членство в Европе, но мы будем дружить углеводородным транзитом». Здесь не говорится, против кого дружить, но, что уж тут… Новая программа должна быть одобрена и, вне всякого сомнения, будет одобрена, на предстоящем 11-12 декабря брюссельском саммите ЕС.
В новый «пояс друзей» ЕС у восточных и южных границ России войдут Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Белоруссия.
Формула этого нового партнерства выражена странным околоарифметическим «27+5(6)». Под обозначением «(6)» подразумевается Белоруссия (вернее, президент Александр Лукашенко), дружить с которой Брюссель и готов только «в скобках», пока Минск не продемонстрирует реальной готовности принять все западные демократические ценности.
В Брюсселе совершенно не скрывают, что на ускоренную выработку программы ЕС подвигли события на Кавказе и действия Михаила Саакашвили. Его непредсказуемость сделала архаикой действовавшую с 2004 года в ЕС так называемую Европейскую политику добрососедства. На смену ей и придет программа «Восточноевропейского партнерства». Совет ЕС (совет глав государств и правительств Европейского Союза) еще 1 сентября попросил Еврокомиссию форсировать выработку новых основ сотрудничества с восточноевропейскими и юго-восточными соседями Европы. Что Еврокомиссия и сделала. Но это только на поверхности.
В политическом плане появление программы свидетельствует о том, что НАТО и ЕС все-таки координируют свои курсы. После того как альянс на своей последней министерской встрече отказался предоставить Украине и Грузии План действий по членству, Ющенко и Саакашвили все-таки надо было чем-то подбодрить. Отсюда и появилось ускорение «Восточноевропейского партнерства», которое особо усиленно пробивали в ЕС Польша и Швеция.
Правда, довести ЕС до обязательств принять Польшу, Грузию, Молдову и прочих в Большую Европу все-таки не удалось. Им обещаны только «соглашения об ассоциации». Причем эти соглашения, и об этом прямо говорится в сопроводительной записке к проекту программы, вовсе не будут означать, что Киев и Тбилиси уже одной ногой стоят в ЕС. По настоянию председателя Еврокомиссии Мануэля Баррозу (за ним наверняка стояли Париж, Берлин, Рим и Мадрид) из финального варианта программы вычеркнуты фразы о «признании европейских устремлений» этих стран. «На данном этапе мы не можем говорить о перспективах присоединения, - заявил Баррозу. – Ассоциированные отношения – это последнее, на что мы можем сейчас рассчитывать». Так что не досталось пока ни Саакашвили, ни Ющенко ни НАТО, ни ЕС. Это, конечно, афронт, но что уж тут поделаешь, если таково их поведение…
России, надо признать, тоже не очень повезло. В первом варианте проекта говорилось, что «Восточноевропейское партнерство» следует рассматривать как дополнение к отношениям между ЕС и Россией, что включает диалог по «региону нашего общего соседства». В окончательном варианте эту фразу препарировали до «Восточноевропейское партнерство будет идти параллельно стратегическому партнерству ЕС с Россией».
Восточное партнерство предусматривает укрепление межправительственного сотрудничества, подписание соглашений о свободной торговле, укрепление границ, даже (со временем) введение безвизового режима. Но главное здесь совершенно в ином. Главное здесь в энергетической составляющей предложенного партнерства.
За программой скрывается в первую очередь тот простой факт, что Европа: a) уже потеряла «транзитное терпение» в отношении Украины Ющенко и Тимошенко, устала от регулярных махинаций (воровства) Киева с транзитом европейского газа, и b) хочет, наконец, гарантировать диверсификацию поставок.
Первый саммит в рамках «Восточноевропейского партнерства» планируется провести уже в апреле следующего года. Как объявила в Брюсселе представитель ЕС по внешней политике Бенита Феррено-Вальднер, почти одновременно с ним Брюссель намерен созвать некую конференцию для сбора инвестиций на модернизацию всей системы украинских газопроводов. Брюссель намерен также предложить Украине и Молдавии полное членство в Европейском энергетическом сообществе. Пока они, вместе с Грузией, имеют в нем статус наблюдателей. Европейское энергетическое сообщество было учреждено афинским договором 2005 года. В него вошли ЕС, Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория, а ныне и Косово. Договором регулируется система торговли и транзита энергоносителей – электричество, газ, нефть – в перечисленных странах. Полное членство в ЕЭС наложит на Украину жесткие обязательства по соблюдению правил транзита.
Брюссель также намерен в рамках программы подписать с Азербайджаном, Арменией и Грузией «меморандум о взаимопонимании» по их отношениям с Европейским энергетическим сообществом. Касательно Грузии этим меморандумом ЕС должен быть гарантирован от любых транзитных вольностей Тбилиси.
К укреплению сотрудничества с Азербайджаном ЕС уже давно призывают европейские энергетические компании и эксперты нефтегазовой отрасли. После «кавказской войны» готовность Брюсселя крепить отношения, как выразился один германский дипломат, с «серьезными людьми на Кавказе» (имеется в виду президент Азербайджана Ильхам Алиев), а не с «революционными романтиками» (Саакашвили), только укрепилась». Азербайджан считается в ЕС единственным альтернативным источником снабжения газом, хотя полностью заменить Россию он будет и не в состоянии.
Весь этот новый «брачный контракт» Евросоюз хочет заключить по вполне приемлемой цене, в некотором роде на дисконтной основе. Первоначально на финансирование всего «Восточноевропейского партнерства» Еврокомиссия намеревалась до 2013 года выделить 600 миллионов евро, а между 2014-м и 2020-м – 1,5 млрд евро. Теперь же решено ограничиться выделением лишь 350 млн евро до 2013 года. А там посмотреть, что из этого выйдет. Очень практично.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции