МОСКВА, 5 дек – РИА Новости, Юлия Медведовская. Около трех четвертей жителей России считают, что в случае выхода на рынок пассажирских железнодорожных перевозок частных компаний цены на билеты возрастут, сообщила на пресс-конференции в РИА Новости директор по коммуникациям Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Ольга Каменчук.
«Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, 71% респондентов считают, что с приходом на рынок пассажирских железнодорожных перевозок частных компаний цены на билеты возрастут. При этом, по мнению 45% опрошенных, внедрение конкуренции на железнодорожном транспорте повлечет за собой снижение количества электропоездов, 9% - утверждают обратное», - сказала Каменчук.
В опросе ВЦИОМ, проведенном 29-30 ноября 2008 года методом личного интервью, участвовали 1600 человек из 40 регионов России. Статистическая погрешность исследования - 3,4%.
Как отметила представитель ВЦИОМ, только 18% участников опроса видят улучшения в результате реформирования железнодорожной отрасли, 46% их не отмечают, 16% видят изменения к худшему.
Комментируя полученные цифры, Каменчук заметила, что это во многом объясняется «настроениями в российском обществе, очень осторожно относящемся к переменам».
Закономерен в этом смысле и другой итог опроса: 54% (против 4%) респондентов считают, что участие государства в регулировании деятельности пассажирских перевозочных компаний должно увеличиваться, добавила она.
В свою очередь, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян высказал мнение, что в железнодорожных пассажирских перевозках без участия государства «невозможно обойтись ни сегодня, ни в ближайшем будущем, поскольку они убыточны». Причем проблема убыточности пассажирских перевозок актуальна и для зарубежных стран.
«Создание рентабельной финансовой модели функционирования пассажирских перевозок, особенно в пригородном сообщении, представляется маловероятным, здесь можно говорить только о снижении объема субсидий со стороны государства», - считает глава ИПЕМ.
Заместитель директора департамента пассажирских сообщений РЖД Максим Артемов согласился с мнением эксперта, пояснив, что в пригородном сообщении ситуация гораздо сложнее, чем с поездами дальнего следования.
«В пригородном сообщении субсидии остаются на уровне 2003 года и составляют порядка 1,5 миллиарда рублей. Региональные власти неохотно выделяют субсидии. Проблема осложняется тем, что многие регионы не хотят регулировать тарифы и предлагают РЖД изменять цены на проезд самостоятельно, что может привести к социальной напряженности», - сказал он.
По словам Артемова, руководство компании не устраивают убытки, которые образуются по пригородным перевозкам.
«Сейчас поставлена задача - к 2009 году перейти на 50-процентное покрытие расходов от пригородных перевозок, а в 2010 году – на стопроцентное», - отметил Артемов.
При этом основным инструментом уменьшения убытков станет переход на систему государственного контракта с руководством регионов с тем, чтобы они сами заказывали тот объем электропоездов, который им реально необходим для организации движения населения в пригородном сообщении, заключил он.
Представитель РЖД также отметил, что субсидии, выделяемые компании государством в 2008 году на пассажирские перевозки, составляют порядка 20,5 миллиардов рублей, из которых 19 миллиардов рублей идет на дальнее следование и около 1,5 миллиарда рублей – на поезда пригородного сообщения.