По тому испугу, с которым было встречено в нашем отечестве известие о надвигающемся из-за океана мировом финансовом кризисе, можно было решить, что к нам едет какой-то страшный призрак с нерусской фамилией Фининспектор.
В сущности кризис и есть фининспектор. Он жестко ревизует реальность. И даже ее «кошмарит». И бьет поначалу не столько по карману, сколько давит на психику. Сразу вспомнилась бессмертная частушка из «12» стульев: «На стене клопы сидели И на солнце щурились, Фининспектора узрели — Сразу окочурились».
Кинематографисты еще не окочурились, но уже изрядно напряглись.
В минувшую среду в Доме кино прошло собрание московских кинематографистов. В речах выступавших чаще, чем фамилия «Михалков», звучало слово «кризис».
Как слово это отзовется через месяц с небольшим на очередном Съезде Кинематографистов России, неизвестно. Но можно не сомневаться, что оно будет повторяться на нем не реже. И не без оснований.
Киноиндустрия – та отрасль, которую финансовый обвал коснулся ранее многих других секторов народного хозяйства. Не ранее, конечно, чем банковские учреждения, но все-таки…
Буквально на следующий день после информации о проблемах в банковской сфере продюсерские компании поспешили остановить значительную часть своих проектов. Заговорили, что в некоторых случаях производство упало аж на 50%. Эта цифра скорее от испуга. Но она показательна, поскольку демонстрирует градус пессимистических ожиданий работников отрасли.
Есть более трезвые и реальные оценки. Гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров сообщил, что заморожено 27 фильмов из находящихся в производстве 70 картин. Если же взять все студии страны, то по официальным данным жертвой крушения американской ипотеки пали 70 названий из 250-ти. То есть чуть больше трети. Это, разумеется, не катастрофа. А кое-кто из основательных и рациональных производителей (таких, как Сергей Сельянов – студия СТВ) готов счесть новую ситуацию в киноиндустрии за благо, поскольку падение производства «собьет пену», осуществит санацию, охладит и оздоровит перегретый кинобизнес.
Так все оно и случится, если депрессивные процессы на этом остановятся. Но кто же поручится, что они не пойдут вглубь и вширь?
Положение-то драматическое. Государственные дотации неизбежно сократятся, грамотные инвесторы будут сдержаннее в своих вложениях в кино, инвесторы «по случаю», вообще уйдут из индустрии, поскольку избавление от непрофильных затрат приобретает почти рефлекторный характер.
И самим продюсерам придется сильно подзатянуть пояса на тех проектах, работа над которыми пока не остановлена. Сделано и уже делается это в основном за счет сокращения актерских гонораров.
Артисты жалуются: за смену ставка упала до $500. Это после того, как им платили от $1500 до $5000. Режиссеры, сценаристы, операторы получали за свою творческую работу существенно меньше, но и они должны будут смириться с падением своих заработков.
«Смириться» придется потому, что кризису не может не сопутствовать безработица. И в первую очередь – актерская.
В зале наткнулся на несколько популярных актерских лиц, которые прежде украшали собой в основном церемониальные тусовки – открытия, закрытия, награждения, презентации и т.д. Там они смотрелись органично, привычно, а здесь выглядели нежданными и нечаянными гостями на этом сугубо деловом мероприятии. С одной знакомой актрисой, много снимавшейся в кино и в сериалах удалось переброситься парой реплик. На мой недоуменный вопрос: «Какими судьбами? Вот кого не ожидал здесь увидеть…» актриса пожала плечами. Потом разъяснила: «Времени много свободного стало. Три картины накрылись».
Общаясь в фойе Дома кино с друзьями, с приятелями, с давними знакомыми из числа режиссеров, сценаристов, актеров только и приходилось слышать о замороженных проектах, о разорванных соглашениях, о нарушенных договорах, об обманутых надеждах, о несдержанных обещаниях.
Отдельная статья – телевидение. Само собой понятно, что сериальное производство в наступающем году резко скукожится. Оно ведь почти целиком зависит от рекламных бюджетов фирм, производящих потребительские товары и дарующих нам сервисные услуги. Бюджеты в силу кризиса таят на глазах, снимать сериалы станет невыгодно, а тратиться на закупки даже дешевого южноамериканского «мыла» топ-менеджеры каналов вряд ли рсикнут. Как выяснилось, наш зритель, уже давно и упорно желает смотреть только свое доморощенное, родное – своих ментов, а не заокеанских копов, своих киллеров и маньяков, своих проституток, своих взяточников и собственных коррупционеров.
Как следствие, телезрители, подсевшие на премьерные «мыльные оперы», будут теперь в основном кормиться повторами. Само же ТВ окажется вынужденным переориентируется на производство ток-шоу, шоу-викторин, реалити-шоу. И опять же следствием станет переизбыток творческих кадров (как, впрочем, и кадров технократических) в пространстве киноиндустрии.
Вот, собственно, почему оживились кинематографисты в преддверии своего Съезда. Одним нужен «социальный зонтик», другим «зонтик» правовой, третьим сильная лоббистская структура.
В последние годы, когда кинобизнес рос и развивался в благоприятных условиях щедрого поощрения со стороны государства и частных предпринимателей, на Союз мало кто обращал внимание. На него не обращал внимания даже его бессменный почти на протяжении 10 лет председатель – Никита Михалков.
Союз существовал как вывеска. Из его имущества остался Дом Кинематографистов на Васильевской и разоренное дачное гнездо – Дом творчества «Болшево». Никаких функций Союз не выполнял – ни социальных, ни творческих, ни лоббистских. И вот теперь, когда костлявая рука кризиса схватила мастеров кино всех вместе и каждого в отдельности за горло, они зашебуршились, заволновались и заговорили о том, что надо бы тряхнуть стариной.
Под «стариной» подразумевается 1986-й год, когда кинематографическое сообщество на легендарном Пятом Съезде стряхнуло старую номенклатуру и пошло в авангарде демократизации страны.
С демократизацией дело пошло. С реорганизацией отрасли вышла незадача. Кинематографисты первым вошли в рынок, и первыми ощутили на собственной шкуре его тяжкое бремя. И первыми запросились под сильную руку.
Административному давлению, как выяснилось, было легче, чем рыночному. «Трясти стариной» они собираются не против Государства, а за Государство.
…На рубеже веков Союз возглавил Никита Михалков. У него был огромный кредит доверия, который он в ходе своего авторитарного правления израсходовал совершенно бездарно. Насколько бездарно, можно судить по тому симптоматичному факту, что Гильдия режиссеров отказалась выбрать его делегатом на предстоящий Съезд.
История повторяется. Напомню, что революция в СК СССР началась с такого же недоверия тогдашнему руководству Союза и всей его партийной номенклатуре.
Нынешний Съезд, видимо, будет шумным и резонансным. На кону – судьба славной организации. И возможно – судьба качественного кинематографа. То есть кинематографа как искусства.
***
Можно сказать, Фининспектор со своим призраком сделали полдела. Вторую половину предстоит сделать самим мастерам кино.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции