Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В польской Познани началась 1 декабря и будет идти до 12-го очередная конференция ООН по климату, которая, в двух словах, должна решить совершенно нерешаемую задачу: можно ли, еще не выбравшись из пункта А, дойти до пункта B? А именно, в этом польском городе делегации из 192 стран должны выработать рекомендации по основам документа, который либо модернизирует, либо вообще сменит Киотский протокол 1997-го года.
Проститься с Киото-1 и перейти к Киото-2 надо будет уже в декабре 2009-го года на конференции в датской столице Копенгагене, чтобы его можно было успеть ратифицировать и пустить в работу с 1 января 2013-го года: действие Киото-1 заканчивается 31-го декабря 2012-го. Официальное название познаньской встречи - XIV Конференция рамочной конвенции ООН по изменению климата и четвертая встреча сторон Киотского протокола.
График развития киотского процесса – это, пожалуй, единственное, что в нем просто и ясно. Если бы он еще и выполнялся… То, как наш климат тянут из Киото в Копенгаген, очень сильно напоминает прогрессирующий процесс рассеянного склероза. Здесь те же двигательные нарушения, мышечная слабость, тугоподвижность и нарушение координации. А сами переговоры «по Киото» сейчас достигли почти византийского уровня изворотливости и интриг, и разобраться в том, что в них происходит, почему и чем кончится, не сломав шею, может только очень образованный человек. Да и то – не каждый. Так что ждать от Познани прорыва не надо. Есть лишь надежда, что Познань подвигнет нас к активизации усилий по спасению климата Земли.
Киотский протокол, в двух словах, это соглашение по обязательствам сокращения вредных выбросов промышленного производства в атмосферу. Этих газов в нем было определено 6 видов, но для упрощения назовем их всех «парниковыми». Ратифицировавшие протокол страны (161) все вместе выбрасывали в атмосферу 61% той гадости, которая создает в атмосфере эффект теплицы, что ведет к потеплению климата. Они обязались к 2012 году сократить выбросы вредных газов в среднем на 5,2% по сравнению с 1990-м годом, который был принят за базовый уровень. США, самый главный «нарушитель конвенции», которые выбрасывают в атмосферу около 35% всей вредности, подписали протокол, но затем отказались его ратифицировать. Собственно, без них он имел уже не так и много смысла. Но поскольку с Киото было все же лучше, чем без него, за протокол держались и его соблюдали страны ЕС. Что будет теперь, в условиях кризиса, никто не знает.
Созданная в соответствии с Киотским протоколом Система торговли выбросами ETS (Emissions Trading System) постепенно перевела Киотский протокол, по крайней мере, его часть, причем – основную, в категорию очень выгодного глобального коммерческого предприятия. Это предприятие работает теперь в полном соответствии с законами и понятиями современного бизнеса.
Принцип прост. ETS установила квоты на выброс для отдельных стран. Те, кто не добирал свои квоты, мог продать их часть тем, у кого они исчерпаны – самым промышленно развитым государствам. Идея была в том, что вырученные развивающимися странами деньги пойдут на модернизацию производств, внедрение экологически чистых технологий и сокращение выбросов, а дополнительные расходы стран-нарушителей стимулируют их к наведение чистоты дома.
Торговля квотами могла помочь экономике развивающихся стран за счет богатых, но общие объемы эмиссии она отнюдь не сокращала. К 2008-му году, по сравнению с 1990-м, одни только США увеличили выбросы на 14%. Рынок же торговли квотами вырос до впечатляющих объемов. По данным Международной ассоциации эмиссионной торговли (International Emissions Trading Association) IETA, за первое полугодие 2008-го было продано квот на 1,84 млрд тонн условных углеродов! Это на 56% больше, чем за тот же период прошлого года! А это значит, что кто-то, где-то как раз и «выдал на гора» эти дополнительные процентные объемы.
Россия, после ратификации протокола в 2004-м, вела себя совершенно по-российски. Она объявила о массе проектов для его продвижения, инвестиций в развитие экологически чистых технологий и производств, создание биржи торговли квотами выброса «парниковых газов». Но фактически так ничего и не сделала. Мы, если говорить откровенно, даже не знаем точно, сколько и чего мы выбрасываем в атмосферу, поскольку у нас нет законодательной базы для национального реестра выбросов парниковых газов, а для нее, так, во всяком случае, говорит правительство, нет точных, научно обоснованных критериев учета, а для этого нет согласия ученых, а для этого… В общем, чего не хватишься,- того нет.
Познаньская конференция 11 и 12 декабря должна принять ведущих правительственных чиновников прибывших делегаций, которые сообщат ей о том, что в разных чиновных столицах о ней думают.
Американцы заранее заявили, что ждут от конференции «глубины понимания вопроса и реализма». В подобных выражениях обычно предупреждают о том, что заранее несогласны с решениями, какими бы они не были. Новый президент США Барак Обама уже объявил, что США готовы достичь уровня выбросов 1990-го года только к 2020 году. Европейский Союз бьется над тем, чтобы к 2020 году сократить свои эмиссии на 20%. Но это у него навряд ли получится. Эти планы блокируют шесть стран: Польша, Греция, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария. Они говорят, им придется для этого сокращать производство в таких объемах, что они получат вместе с чистотой атмосферы экономические катастрофы.
На фоне финансового и экономического кризиса этой конференции, по мнению большинства ее участников, лучше бы вообще не было. Одни, в основном, экологи, метеорологи, демографы, биологи, ихтиологи, ботаники и прочие эксперты, уже давно мало верят в такие совместные с правительственными чиновниками конференции. Правительственные чиновники давно испытывают неприязнь к экологам, метеорологам, демографам…(см.выше). Хотя, нынешний финансовый и экономический кризис - как раз то, что может немного посодействовать достижению ее целей: как сделать так, чтобы наша дорогая планета ускоренными темпами не катилась к тому, что красочно показано в блокбастере Кевина Рейнолдса (с Кевином Костнером) «Водный мир».
На конференцию смотрят как на нечто их мало касающееся Индия и Китай. Когда они присоединялись к протоколу, их экономики не «чадили» так нещадно, как теперь, и на них не было наложено никаких ограничений. Сейчас же, Китай, по некоторым данным, по объемам выбросов уже догнал США. Индия обходит Германию,Францию и Британию. И брать особые обязательства они на себя не собираются. Так что «Киотской конвенции» грозит пугающе много «сыновей лейтенанта Шмидта».
Многие ученые говорят, что систему квот надо менять, продавать их централизованно на аукционах, чтобы выручить больше денег и пустить их все на разработку альтернативных источников энергии, вместо углеводородных. Без этого не обойтись. Затыкать «киотскими» или любыми другими протоколами дымоходы и выхлопные трубы, это все равно, что затыкать миллионы порезов в поливальном шланге, вместо того, чтобы сразу взять и перекрыть воду. И Познань, и Копенгаген могут быть лишь промежуточными решениями.
Познаньская встреча сама даже не дошла еще до середины, а уже начала «черпать воду». Группа малых островных государств мира в составе 43 членов, которые, все вместе взятые, не выбрасывают в атмосферу почти ничего, зато исправно «тонут», устроила на конференции небольшой демарш. Ее координатор, представитель Барбадоса Селвин Харт объявил, что если соглашение по новому киотскому протоколу не будет подписано в Копенгагене в конце 2009 года, то мир может начать заказывать поминки по «маленьким островитянам».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции