Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для РИА Новости.
Невозможно, казалось, играть хуже, чем это делал «Спартак» во второй половине сезона, однако в матче с голландским НЕКом в рамках розыгрыша Кубка УЕФА команда «превзошла» саму себя. Так слабо, так примитивно, так безвольно она в 2008 году ни разу еще не играла. Второй тайм, надо полагать, будет вписан в спартаковскую историю черной строкой: голландские футболисты переигрывали хозяев поля, привыкших к искусственному газону «Лужников», по всем статьям, делали это легко и непринужденно, словно в Москву приехала не седьмая команда из Голландии, в течение пятнадцати лет не побеждавшая в гостевых встречах в еврокубковых турнирах, а первая из Испании.
Можно, конечно, утверждать, будто быстрый гол (Сергей Ковальчук сделал это на 2-й минуте после углового удара) сослужил «Спартаку» дурную службу. Но утверждение это было бы правомочным только в том случае, если не видеть матч. Поле увиденного же и гол Ковальчука кажется случайным на фоне абсолютно беспомощных (особенно во втором тайме) действий спартаковских футболистов. Для подсчета относительно осмысленных ходов в атаке пальцев даже на одной руке – много. В середине поля игра «Спартака» напоминала хаос, причем, не «организованный хаос», применением которого славятся нынче в футболе классные команды, а хаос самый настоящий, когда каждая вторая (а то и чаще) передача следует в ноги сопернику. В обороне же «Спартак» устроил традиционный «день открытых дверей», и даже странно, что голландцы оба мяча свои забили лишь в конце встречи, а не раньше.
Говорят, что никаких претензий к новому главному тренеру «Спартака» датчанину Микаэлю Лаудрупу предъявлять пока не стоит. Позволю себе не согласиться с этим суждением.
Во-первых, Лаудруп пришел не на развалины. Его предшественник Станислав Черчесов, уволенный в основном из-за двух подряд разгромов (от ЦСКА 1:5 и киевского «Динамо» 1:4), оставил вполне боеспособную команду, пребывавшую в таблице в двух шагах от лидеров. Черчесов, на мой взгляд, здорово навредил себе необъяснимой ссылкой в дубль Егора Титова, Максима Калиниченко и Сантоса Моцарта. Бразилец потом в состав вернулся, а Титов и Калиниченко из клуба были безжалостно изгнаны.
Во-вторых, датский специалист появился в «Спартаке» в разгар сезона, когда трансферное окно было уже закрыто. Новых игроков тренер взять не мог, однако не стал при этом настаивать на том, чтобы до конца сезона пребывать в роли всего лишь консультанта при исполняющем обязанности главного тренера Игоре Ледяхове и приступить к фундаментальной работе с января 2009 года. Нет, Лаудруп занял место на тренерской скамейке, что означает полную его ответственность за качество игры и за результат.
В-третьих, новый спартаковский тренер работает с командой не неделю и не две - несколько месяцев. «Спартак» за это время лучше играть не стал (в активе лишь эпизоды в матчах с ЦСКА и «Удинезе»), только – хуже, что привело к восьмому месту в российской премьер-лиге после трех подряд «серебряных» сезонов. Невнятной выглядела в лаудруповском периоде тактическая направленность. При Александре Старкове, Владимире Федотове и Черчесове было ясно, как и за счет чего пытается играть «Спартак», проглядывалось направление, при Лаудрупе пока – нет. Немало вопросов вызывали непонятные кадровые решения датчанина, в частности, появление в стартовом составе в решающем с точки зрения турнирной ситуации матче с НЕКом сразу двух футболистов – 19-летнего Артура Малояна и 18-летнего Александра Зотова,- которые весь сезон провели в спартаковском молодежном составе.
Вряд ли групповой турнир Кубка УЕФА следует превращать в полигон для экспериментов. Проверка игроков из дальнего резерва выглядела бы логичной в том случае, если бы «Спартак» к моменту приезда голландцев обеспечил себе место в серии плэй-офф, но до места этого московскому клубу еще далеко.
Разумеется, главный тренер вправе решать, где, когда и как проводить ему с командой подготовку к тому или иному матчу, рядовому или ключевому, но нет, признаться, уверенности в правоте Лаудрупа, собирающего своих футболистов непосредственно в день игры, за несколько часов до ее начала, – либо на базе в Тарасовке, либо в городском отеле.
Дело не в том, что предоставленные самим себе игроки могут нарушить режим, недобросовестно готовиться к матчу (скорее всего, этого не будет, профессиональное отношение к делу скажется), а в том, что, как показывает общеевропейская практика, команде полезно находиться вместе в течение суток, предшествующих предстоящей встрече. Специальное питание по меню, разработанному докторами, необходимые совместные тактические занятия, разминочные и тренировочные упражнения, тишина и покой тренировочного лагеря – от всего этого нигде, насколько известно, кроме Англии, тренеры не отказываются. Да и в Англии перед матчами повышенной сложности команды обычно заезжают в привычный отель за сутки до игры.
Шансы на продолжение борьбы в Кубке УЕФА у «Спартака» - мизерные. Ему играть еще в Лондоне с «Тоттенхэмом», а НЕК будет принимать на своем поле «Удинезе». У спартаковцев и голландцев по три очка. Быть может, придется в итоге считать разность забитых и пропущенных мячей или же количество забитых голов. Теоретически даже при поражении от англичан с минимальным счетом (скажем, 0:1) спартаковцы могут попасть в плэй-офф, если голландцы при этом проиграют итальянцам, допустим, 0:2. Но это все – теория.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции