Магаданская область отмечает в эти дни 55-летие – она была образована 3 декабря 1953 года указом Президиума Верховного Совета СССР. О том, с какими результатами регион пришел к этой дате, в интервью РИА Новости рассказал губернатор региона Николай Дудов:
- Наша область - северный форпост государства и важный источник пополнения золотовалютных резервов страны. Область прошла путь от сурового края с непроходимой тайгой, сопками и вечной мерзлотой до региона с развитой промышленностью и населением в 360 тысяч человек; в 80-е годы прошлого века уровень благосостояния населения в Магаданской области был самым высоким в стране.
В 90-е годы положение стало ухудшаться. Мощный трест «Северовостокзолото» перестал существовать, разрушилась цепочка добычи драгоценного металла от геологоразведки до реализации золота. В результате резко упал уровень жизни колымчан, произошел отток населения. Регион потерял половину своих жителей.
- Но сейчас ситуация в экономике региона уже изменилась?
- Действительно, Магаданская область постепенно приспособилась к рынку, началось создание новых производств. Появились Колымский аффинажный завод, завод взрывчатых веществ, аэронавигационный Центр управления полетами с современным оборудованием. Активно заработали Сусуманский горно-обогатительный комбинат, многие старательские артели, развернули деятельность предприятия НПО «Полиметалл», группа компаний «Морской волк», Колымский производственно-коммерческий концерн «Арбат», завод крупнопанельного домостроения и многие другие.
Осуществляется крупнейший энергетический проект - строительство Усть-Среднеканской ГЭС. Пуск первых двух ее агрегатов запланирован на 2012 год. Это даст нам дополнительно 400-500 миллионов кВт. ч. электроэнергии. Выход гидроэлектростанции в 2017 году на проектную мощность позволит вырабатывать 2550 миллионов кВт. ч. Эта электроэнергия будет востребована горняками, которые в 2013 году начнут разработку ряда крупных месторождений.
Важную роль для экономического роста и решения многих социальных проблем на территории сыграла Особая экономическая зона Магаданской области. Динамика развития региональной экономики за последние пять лет вселяет уверенность, что мы сможем многого добиться.
- Каковы экономические показатели региона сегодня?
- За последние пять лет валовой региональный продукт достиг около 40 миллиардов рублей. По этому показателю на душу населения область занимает четвертое место в ДВФО и 11-е в России. ВРП вырос за эти годы более чем на 55%.
С 2004 года объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,3 раза, на развитие экономики направлено более 27 миллиардов рублей. Почти в три раза вырос внешнеторговый оборот.
В области все активнее развивается малое предпринимательство. Доля малого бизнеса в общем объеме промышленного производства возросла и составляет более 25%. Благодаря устойчивому росту экономики из года в год растет доходная часть консолидированного бюджета, собственные доходы увеличились в почти в два раза.
- Какие перемены, происшедшие в области, вам бы хотелось отметить особо?
- Очень важно, что за последние годы нам удалось возобновить геологоразведочные работы. Всего за пять лет на геологоразведку затрачено более 10 миллиардов рублей, из них 8,2 миллиарда - это средства предприятий.
В результате появилось больше перспективных рудных объектов - в Яно-Колымской золоторудной провинции, Северной и Восточной зонах. Это создает хорошие перспективы для того, чтобы вернуть утраченные областью лидирующие позиции в области добычи золота в стране, закрепить наше первенство в области добычи серебра.
Уже в следующем году планируется увеличение финансирования геологоразведочных работ не только на объектах, содержащих золото и серебро, но и медь, олово, железо.
За последние пять лет предприятиями рыбохозяйственного комплекса добыто почти полмиллиона тонн минтая, сельди, лососей, трубача, крабов. Приятно, что все больше деликатесной продукции не уходит за рубеж, а попадает на наш стол.
Возрождается строительный сектор. За последние годы, введено в действие около 48,5 тысяч квадратных метров новой жилой площади. Это не только жилье, но и новые школы, больницы, спортивные сооружения. Модернизируется коммунальная инфраструктура – строятся новые котельные, внедрены новые технологии энергосбережения. Магаданский механический завод наладил выпуск труб в полиуретановой изоляции. Наряду с произведенной реконструкцией теплосетей, это позволило поднять температуру в квартирах колымчан и снизить потребление топлива.
Дорожными предприятиями построены и реконструированы десятки мостов, километры автомобильных дорог на общую сумму около двух миллиардов рублей. В октябре 2008 года открыто круглогодичное автотранспортное сообщение между Магаданом и Якутском. Буквально в прошлом месяце аэропорт Магадана впервые принял «Боинг–757». Это стало результатом реконструкции аэропорта, которая активизировалась в последние два года.
- Каким вы видите место Магаданской области среди других регионов России и Дальнего Востока?
- Магаданская область имеет для России важное значение, как с экономической, так и с геополитической точки зрения. Это прекрасно понимают в федеральном центре. Как следствие, заметно выросло внимание к нашему региону со стороны центральных государственных органов. За последние три года область посетили предыдущий и действующий президенты России, председатель правительства, председатель Совета Федерации. При правительстве РФ создана государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Активно реализуется федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. Многие наши инфраструктурные проекты, которые являются составной частью стратегии развития Магаданской области до 2020 года, вошли в эту капиталоемкую федеральную программу. Сейчас в правительстве России идет активная работа над проектом стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года.
Мы рассчитываем на то, что все наши базовые проекты, такие как освоение Яно-Колымской золоторудной провинции, Северной и Восточной экономических зон, развитие транспортного и энергетического комплексов Колымы, добыча углеводородов на шельфе, строительство железной дороги «Нижний Бестях - Мома - Магадан» и другие войдут в эту стратегию.