КИЕВ, 2 дек - РИА Новости, Алена Мейта. Украинцы являются одной из наиболее политизированных наций - к такому выводу пришли эксперты украинского авторитетного Института Горшенина, обработав результаты всеукраинского социологического исследования "СМИ и свобода слова", проведенного в рамках программы социологических исследований 2008 года "Проект страны".
Результаты исследования, передает украинское информагентство УНИАН, свидетельствуют, что общественно-политической жизнью активно интересуются 71,2% украинцев. При этом наибольший интерес украинцев вызывают именно политические новости. Отвечая на вопрос, какие общеукраинские новости интересуют респондентов (на этот вопрос можно было указать несколько вариантов ответа), 57,7% назвали политические, 49,6% - экономические, 40,1% - социальные новости, не интересуются общеукраинскими новостями лишь 2,4% опрошенных. Именно с целью узнать о последних новостях 66,5% жителей Украины покупают или выписывают газеты, и 67,3% - смотрят телевизор.
Ежедневно смотрят телевизор 80,4% украинцев, сетью Интернет сегодня пользуется каждый третий гражданин (30,3%), в то время как мобильный телефон имеют четверо из пяти (77%).
Наибольшее доверие среди опрошенных вызывает центральное телевидение, ему доверяют 52,3% опрошенных и не доверяют 25,1%. Рейтинг доверия к местному телевидению достигает 41,2%, недоверия - 29,1%. Приблизительно одинаковая степень доверия к радио (38,8% - доверяют, 26,2% - не доверяют), общеукраинской прессе (38,7% - доверяют и 29,8% - не доверяют) и местной прессе (35,2% - доверяют и 29,6% - не доверяют). Интернет-СМИ как источнику информации доверяют пока еще лишь 20,1% опрошенных (20,2% - не доверяют, а 59,8% затруднились с ответом на этот вопрос).
Отвечая на вопрос о телеканалах, на которых украинцы смотрят новости, выбирая по несколько вариантов, приблизительно половина респондентов указали "Интер" (программа "Подробности") - 51,7% и "1+1" (ТСН) - 51,5%; 21,5% назвали ICTV ("Факты"), 16,8% - УТ-1 ("Новости"), 13,7% - СТБ ("В?кна-новини"), 13,7% - "5 канал" ("Время новостей"), 11% - ТРК "Украина" ("События"), 8,5% - "Новый" ("Репортер"), 3,1% - "Тонис" ("24 часа").
В то время, как интерес к политическим новостям достаточно высок, большинство украинцев не воспринимают политическую рекламу (61,1% относятся к ней отрицательно и только 7,1% - положительно), немного более лояльны украинцы к социальной рекламе (45,5% относятся к ней отрицательно и 17,7% - положительно) и рекламе товаров и услуг (55,2% - отрицательно и 11,5% - положительно). 69,8% опрошенных переключают канал, когда передачу прерывает рекламный блок, и только 22,7% продолжают просмотр телеканала.
По мнению экспертов Института Горшенина, результаты исследования свидетельствуют о том, что украинцы активно следят за политикой, но продолжают воспринимать ее абстрактно, не осознавая возможности своего влияния на общественные процессы и оставаясь пассивными созерцателями с почти отсутствующей гражданской позицией.
Всеукраинское социологическое исследование "СМИ и свобода слова" было проведено Институтом Горшенина в рамках программы исследований 2008 года "Проект страны" с 20 октября по 3 ноября 2008 года в 129 населенных пунктах Украины (63 города и 66 сел). Всего, согласно маршрутной выборке, с учетом основных социально-демографических характеристик населения Украины, было опрошено 2004 респондента, представляющих взрослое население Украины в возрасте от 18 лет. Квотами в выборке были: возраст, пол, образование и тип населенного пункта, в котором проживает респондент. Статистическая погрешность не превышает 2,4%.