БУЭНОС-АЙРЕС, 2 дек - РИА Новости, Александр Соловский. Аргентинцы отметили в понедельник 95-летний юбилей метро в Буэнос-Айресе, первого в Латинской Америке. По телевидению метрополитена (а многочисленные плазменные экраны установлены на всех станциях) началась демонстрация архивных документальных кадров, связанных с историей "подземного трамвая", сообщает корреспондент РИА Новости.
Парламентарии Аргентины выступили с законодательной инициативой увековечить знаменательную дату как официальный праздник.
Первого декабря 1913 года была открыта первая линия столичной "подземки" (линия А), которой пассажиры смогли воспользоваться только на следующий день. Ветка соединила порт с железнодорожным вокзалом и насчитывала всего три станции.
В настоящее время общая сеть единственного в Аргентине метрополитена составляет 52,3 километра (власти города намечены увеличить ее почти в полтора раза в ближайшие три года). Оно полностью подземное. Средний перегон между 74 станциями составляет 664 метра. В день метро перевозит более полутора миллиона пассажиров. Оно остается наиболее быстрым и удобным видом транспорта в городе (трамваи в Буэнос-Айресе в 1963 году были заменены рейсовыми автобусами). 70% населения столицы без пригородов (два миллиона человек) живет в радиусе 400 метров от станции метро. Проезд стоит 90 сентаво (около семи рублей). Дети и инвалиды пользуются им бесплатно, пенсионеры - тоже, за исключением часов пик. Работает метро с понедельника по субботу с 6.00 до 23.00, в воскресенье - с 8.00 до 22.00.
На линии А до сих пор сохранились составы бельгийского производства, которым более 80 лет. Это самые старые в мире вагоны метрополитена, находящиеся в эксплуатации. Их корпус изготовлен из дерева, двери открываются вручную. Даже тормозные колодки в этих "динозаврах" сделаны из особо прочной древесины для обеспечения плавного торможения на опасных участках. Это, правда, добавляет легкий запах гари в воздух "подземки".
До Буэнос-Айреса метро уже существовала в 12 городах мира (Лондоне, Афинах, Стамбуле, Будапеште, Вене, Париже, Глазго, Берлине, Нью-Йорке, Филадельфии и Гамбурге). Свой метрополитен аргентинцы начали строить с помощью англичан, которые обладали наибольшим опытом в данной сфере: в Лондоне первый подземный туннель был проложен в 1863 году. В Аргентине сразу оценили преимущества нового вида транспорта: разгружает движение на поверхности, не создает шум в городе и не пылит, отсутствие пешеходов позволяет развить оптимальную скорость. К тому времени в столице, претендующей на звание "латиноамериканского Парижа", уже наблюдался весьма оживленный трафик: автомобили, электрические трамваи, конки (вагоны, транспортируемые упряжкой лошадей по рельсам).
Туннели для метро рылись открытым способом, укреплялись и вновь засыпались землей Их стены вначале облицовывались кирпичом, позже - бетонными плитами. Каждая станция имела свой оттенок цвета, чтобы пассажиры, не умеющие читать название, лучше ориентировались. Первую ветку длиной чуть более километра прокладывали полторы тысячи человек в течение двух лет. Размеры этого туннеля и сейчас остались прежними: 7,6 метра шириной и 4,35 метра высотой.