Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Нападение террористов на Мумбаи стало одной из самых крупных террористических атак, произошедших в мире после 11 сентября 2001 года. Больше двух суток террористы держали в страхе один из главнейших городов Индии, убив около 200 и ранив несколько сотен человек. По имеющимся данным, теракт осуществили боевики организации «Лашкар-и Таиба» («Воинство верных»), действующей в штате Джамму и Кашмир, который давно является предметом спора между Индией и Пакистаном.
Кто мог быть инициатором и заказчиком подобного теракта, каковы будут его последствия, и что представляют собой его исполнители? Начнем с конца.
Группировка «Лашкар-и Таиба» является военизированным крылом пакистанской фундаменталистской организации «Марказ дава уль иршад». Она была создана в 1980 году, однако до 1993 года, по имеющейся информации, в основном действовала вне пределов Индии: зоной ее интересов был Афганистан, где разворачивалась советская военная кампания. Ветераны боев с советскими войсками в Афганистане в последствии составили костяк группировки. К концу 90-х годов, по мнению специалистов, «Лашкар-и Таиба» являлась самой влиятельной суннитской военизированной организацией. На рубеже 2000-х годов группировка совершила ряд терактов на территории Индии, а после 11 сентября 2001 года некоторое время выдвигались версии о причастности «Лашкар-и Таиба» и к этому супер-теракту.
Переходя к вопросу о последствиях теракта, можно заметить, что меньше всего он нужен «ближайшему подозреваемому» – Пакистану, в отношении которого уже прозвучали обвинения в причастности к подготовке акции, основанные на том, что боевики, осуществившие теракт, были уроженцами этой страны и готовились на ее территории. Пакистан в настоящее время переживает, мягко говоря, сложное время. В стране разворачивается внутренний конфликт, тесно связанный с проводимой США и их союзниками операцией в Афганистане.
Некогда тесный союз с США в настоящее время оборачивается иной стороной – американские боевые самолеты и вертолеты уже наносят удары по территории Пакистана, «охотясь за террористами», что справедливо воспринимается самими пакистанцами как акт агрессии. В этих условиях идти на более, чем вероятный военный конфликт с Индией, поддержав подобный теракт, было бы самоубийством для любых пакистанских сил. В результате, действия Пакистана, направившего в Индию главу разведывательной службы для обмена информацией о теракте, вполне логичны.
Вместе с тем, в индийских СМИ уже разворачивается новая антипакистанская кампания. Журналисты требуют крови, прямо обвиняя Пакистан в спонсировании терроризма, и возмущаясь «мягкотелостью» правительства, которое до сих пор не проявило «должной реакции».
Однако возникает вопрос, какая реакция на теракт является должной при явном дефиците достоверной информации? Конфликт с Пакистаном в настоящее время не нужен и самой Индии, даже несмотря на безусловное превосходство над потенциальным противником в численности вооруженных сил и количестве боевой техники. В настоящее время отношения между двумя странами во многом определяются наличием у них обеих ядерного оружия и средств доставки – от многочисленных реактивных ударных самолетов до баллистических ракет различной дальности. С учетом этого фактора обе стороны стараются воздерживаться от резких движений в отношении друг друга, что заметно уже по отсутствию в последнее время индо-пакистанских войн, которые 30-40 лет назад составляли неотъемлемую часть политической картины мира. Периодически возникающие пограничные и межрелигиозные конфликты, стороны стремятся гасить дипломатическим путем.
Таким образом, ни Пакистану, ни Индии в силу возможных трагических последствий не выгоден ни терроризм в отношении друг друга, ни эскалация конфликта. Стороны, скорее всего, окажут друг другу помощь в ликвидации последствий теракта и постараются найти тех, кто руководил террористами извне и обеспечивал их подготовку, а также заказчиков.
Кто мог заказать этот теракт и кому он может быть выгоден? Во-первых, нельзя исключать самодеятельности террористической организации, никем не контролируемой и никому не подотчетной. Времена, когда террористы работали под плотным контролем создавших их спецслужб – независимо от цвета флага – прошли. Однако отнюдь не исключен и другой вариант, при котором заказчиком теракта является внешняя сила, которой выгодна дестабилизация в регионе с возможной эскалацией конфликта между Индией и Пакистаном.
Если этот вариант верен, то удар по Мумбаи был направлен не столько против Индии, сколько против стабильности и мира в отношениях Индии и Пакистана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции