Андрей Лубенский (Киев).
Известный российский кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков на пресс-конференции в украинском представительстве РИА Новости в понедельник, 24 ноября, рассказал о своем отношении к охоте, к украинскому кинематографу, к разделяющей Россию и Украину границе, к гламуру и финансовому кризису, а также пояснил журналистам суть своих взаимоотношений с властью в России.
О власти разговор пошел, когда режиссеру напомнили, что он в свое время поставил свою подпись под письмом «от русской интеллигенции», в котором было пожелание Путину остаться (президентом) на третий срок и спросили, не безнравственно ли такое «полное единение искусства с властью».
«Знаете, безнравственно объединяться с властью, которую не уважаешь. Вот это безнравственно. Вы меня видели на трибуне Мавзолея? Вы видели меня на трибуне съезда КПСС?» – спросил Михалков. И добавил, что никогда не снимал фильмов «для какой-нибудь власти».
«Есть ли хоть один фильм, за который мне стыдно, не просто потому, что он несовершенен, а потому что – для кого-то? Нет. Поэтому – что безнравственно? Я считаю, что Господь нам послал Путина», – заявил мэтр, посоветовав присутствующим еще раз прослушать мюнхенскую речь президента, которую Европа и Америка слушали, «холодея ладошками».
«Он (Путин) вернул мне, я про себя говорю, уважение к своей стране», – отметил Михалков. Что до упомянутого письма и подписи под ним, то Михалков убежден: «четыре года власти для России – это ничто, это издевательство, это очень, очень опасный эксперимент».
При этом Михалков не считает возможным лакировать российскую действительность. «Я снял, между прочим, картину «12». Нелицеприятная картина», – напомнил он.
Прозвучал вопрос, согласен ли Михалков с утверждением, что «в России невозможен Майкл Мур», что в России не снимают фильмов, резко критикующих действующую власть. В ответ режиссер посоветовал посмотреть российское телевидение (и очень удивился, услышав, что с этим есть проблемы, поскольку ретрансляция ряда российских телеканалов запрещена, а спутниковые тарелки есть далеко не у всех). «У нас есть такой канал, называется «24.doc», там 24 часа идут документальные картины. Если вы возьмете, допустим, картину, которая называется «Карта России», первую, вторую, третью серии – это серьезнейшая, острейшая, кровоточащая картина о том, что происходит в России, что ее ожидает», – посоветовал Михалков.
Что касается отношения к современному украинскому кинематографу, то, по словам Михалкова, он не видит сейчас «лица» того украинского кино, что было прежде. Режиссер спросил представителей украинских СМИ, знают ли они сами свой кинематограф? «Знаем… что его нет» – прозвучал ответ.
«Какие вы, однако, нехорошие! – развеселился мэтр. – Знаете, что его нет, а меня спрашиваете!»
Впрочем, в российском кино, и не только в кино, тоже совсем не все гладко. По словам Никиты Сергеевича, время «голых королей» еще не закончилось. «Когда я говорил это (о времени «голых королей»), я имел в виду общее состояние нашей художественной жизни. Во многом наша проблема заключается в том, что, извините за сленг, понты бегут впереди профессии, – считает Михалков. – Профессия размыта быстрыми деньгами, которые приносила реклама». Впрочем, теперь при финансовом кризисе, будет намного сложней. «Кризис – есть и в нем положительные стороны – отсеет из кино всех недееспособных», – сказал режиссер, добавив, что «и вездесущему гламуру, и глянцу не поздоровится».
Что касается творческих планов самого Михалкова, то кризис тоже вносит в них определенные коррективы. К счастью, основную часть фильма «Утомленные солнцем-2» уже сняли, осталось снимать приблизительно 8-10 процентов от общего объема.
«Почти 270 часов материала снято. Это огромные два больших фильма и 15 серий. Пока мы надеемся, что нам хватит тех денег, которые у нас есть, для того, чтобы закончить картину. Но мы уже урезаем определенные наши планы, естественно», – сказал режиссер.
По его мнению, российский кинематограф в кризисные времена выживет при помощи государства (хотя о том, как будет распределяться эта помощь, пока говорить рано).
Говоря о ближайших творческих планах, Михалков признался, что «буква в букву» хотел бы поставить четыре пьесы Чехова. «Чехова сегодня не до конца понимают и трактуют в постановках не вполне адекватно. При всей «прозрачности», Чехов – «исчезающая тропинка», загадка. Как Пушкин – абсолютный отец, родитель нового русского языка в поэзии, так Чехов – родитель новой русской драматургии», – подчеркнул режиссер.
Михалков и украинские журналисты говорили и об отношении к Сталину и к сталинизму. Как известно, интерес к Сталину в России в последнее время растет. По этому поводу мастер вспомнил слова летописи XII века: «Там было замечательно написано, что что-то не получилось, потому что делалось с тяжким звероподобным рвением. Это очень нам, славянам, близко – тяжкая звероподобность во всем. Мы демократы с тяжкой звероподобностью. Мы такие же коммунисты, с тяжкой звероподобностью. И так далее… Поэтому я просто думаю, что это волнообразное развитие, когда сначала опустили, унизили, выкинули и так далее, а потом начинает возникать на этом новое движение: а собственно, почему выкинули, а на самом деле не совсем все так. У меня нет права судить… Тем более, понимаете, какая вещь: да, страшные репрессии – абсолютно чистая правда. Ужасно? Ужасно. Но ведь прожили какие-то люди какую-то жизнь, которые абсолютно верили в то, что происходило, которые работали, не покладая рук, которые воевали, воевали до последней капли крови, которые строили что-то. И этим людям сегодня сказать, что они прожили жизнь бездарно и бессмысленно – это просто бесчеловечно, на мой взгляд», – сказал режиссер, добавив, что речь идет не о «реанимации сталинизма» и не о реабилитации Сталина.
Самому Михалкову ближе фигура Столыпина. Его он и будет защищать в проекте «Имя России». «Никто из тех, кто сегодня назван в проекте и обсуждается, не был так близок к проблемам сегодняшним. В 1908 году Столыпин на Амуре предупреждает и предлагает задуматься над тем, каким образом остановить завоевание Дальнего Востока Китаем и Кореей», –кинематографист.
Кстати, говорили на пресс-конференции не только о политике и искусстве, но, например, и об охоте. Предположение журналистов, что он «любит убивать», задело Михалкова за живое. «Я не убиваю на охоте, я добываю зверя», – сказал он.
Еще один штрих. Никита Сергеевич до сих пор психологически не признает границ между Россией и Украиной. Об этом он поведал, отвечая на вопрос, почему в его фильмах снимается так много украинцев – зависит ли это от профессионализма актеров, или же дело в идеологии?
«Я человек старорежимный. У меня нет такого: да, пожалуй, надо поснимать украинцев, надо литовцев снимать. У меня такого нет. Может, я какую-то крамолу говорю, но для меня-то границ не существует, внутренне. То есть, может, они есть, я сегодня заполнял там анкету, где написано по-английски и по-украински. А я заполнял по-русски. Может, меня поймут», – сказал Михалков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции