Субъекты РФ, которые сформируют свои бюджеты на следующий год с учетом изменившейся экономической ситуации на фоне мирового финансового кризиса, смогут рассчитывать на помощь центра – для них сейчас Минфин готовит дополнительные меры поддержки. Об этих мерах в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Роксане Ахмедовой рассказал замминистра финансов РФ Антон Силуанов.
- Антон Германович, расскажите, пожалуйста, как на фоне мирового финансового кризиса ведут себя регионы? Что будет с их доходами?
- Мы сейчас пересматриваем социально-экономический прогноз развития на 2009-2011 годы с точки зрения сокращения динамики темпов развития экономики. Соответственно, это повлечет за собой изменение параметров бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. Главным образом, это касается таких показателей как налог на прибыль, НДФЛ. По сути дела, это основные доходообразующие показатели бюджетов, занимающие около 70% налоговых доходов регионов. Очевидно, что динамика объема прибыли по хозяйствующим субъектам имеет тенденцию к сокращению. Это сокращение в большей степени затронет сильные регионы – те, у кого прибыль является основным доходным источником бюджета. Мы и раньше говорили: регионы, имеющие большой экономический потенциал, при росте экономики растут быстрее, но и сильнее падают в условиях ухудшения ее динамики. В этой связи большие риски мы видим в промышленно развитых субъектах РФ. Те регионы, у которых доходная база в большей степени формируется за счет дотаций, пострадают в меньшей степени: ведь они получат дотации в объемах, запланированных федеральным бюджетом на 2009-2011 годы. Что касается поступлений налога на доходы физлиц, то, несмотря на рост зарплат в бюджетной сфере, темпы роста фонда оплаты труда в целом по экономике вряд ли увеличатся.
- Какие меры будет предпринимать центр в отношении регионов в условиях ухудшения экономических показателей?
- Минфин направил письмо в субъекты РФ, в котором рекомендовал пересмотреть их бюджеты в сторону сокращения проектировок по доходам и источников финансирования дефицита бюджетов. Мы призвали по максимуму исключить новые расходные обязательства, особенно инвестиционного характера, пересмотреть исходя из возможностей региона решения о повышении заработной платы бюджетникам, если эти решения финансово не обоснованы и принимались в погоне за ростом фонда оплаты труда на федеральном уровне. Мы призвали регионы не принимать бюджеты с дефицитом, источником финансирования которого являются кредиты коммерческих банков. Ведь как было раньше – субъекты РФ принимали бюджет с максимально возможным дефицитом в 15% от своих доходов, для финансирования которого учитывалось привлечение кредитных ресурсов. Благодаря высоким темпам роста экономики в ходе исполнения бюджета доходы выполнялись с превышением плановых заданий, что позволяло не привлекать кредиты банков и не наращивать дефицит. Тем самым регион исполнял бюджет с профицитом. Сейчас таких допдоходов не будет. Скорее наоборот. Поэтому мы призываем регионы очень аккуратно подходить к планированию бюджетов. Естественно, и кредитные ресурсы сейчас доступны не всем, да и банки испытывают недостаток ликвидности. Кроме того, удорожание кредитов увеличивает расходы бюджетов на их обслуживание.
- Отразится ли непростая экономическая ситуация с доходами федерального бюджета в том числе на системе дотаций бюджетам субъектов РФ?
- Пока общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на следующий год остается тем же самым – в объеме 374 миллиардов рублей. В рамках антикризисного пакета будем увеличивать оказание финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, включая дотации на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. На следующий год их размер запланирован всего в сумме 7 миллиардов рублей, что явно недостаточно для принятия экстренных мер оказания финансовой помощи. Поэтому увеличение поддержки будет достаточно серьезным.
- Какие еще дополнительные меры поддержки субъектов РФ правительство будет обсуждать?
- Необходимо пересмотреть предельный уровень бюджетных кредитов, которые предоставляются из федерального бюджета регионам на ликвидацию кассовых разрывов. Сейчас верхняя граница находится на уровне 20 миллиардов рублей. Мы намерены выходить с предложениями об удвоении этого лимита. Конечно, мы не собираемся полностью замещать бюджетными кредитами привлечение банковских кредитов, но такой страховочный инструмент нам необходим. Окончательные предложения будут сформулированы при уточнении федерального закона о бюджете на 2009-2011 годы в начале следующего года.
- Будут ли регионам выставлены условия и ограничения на получение этих видов поддержки?
- Я практически каждый день встречаюсь с руководителями регионов и говорю, что если вы будете принимать нереальные бюджеты по доходам и по источникам финансирования дефицита, за финансовой помощью в Минфин не приходите. Если бюджет будет спланирован без учета реальной ситуации с доходами, помогать из федерального бюджета не имеет смысла, поскольку в данном случае будем поддерживать нерадивые регионы.
- А как оценивать – реальный бюджет или нет?
- Мы смотрим, как сформирована налоговая база и источники финансирования дефицита. Например, недавно встречался с представителем Смоленской области, в бюджете которой предусмотрен рост налоговых доходов на 25% к уровню текущего года и 15%-ный дефицит бюджета. Помогать таким регионам не будем. Поскольку изначально бюджетный план был составлен неверно.
- Получается, такие регионы будут вынуждены пойти на секвестр расходов?
- Мы негативно относимся к секвестру расходов в ходе исполнения бюджета, и об этом не раз говорилось Минфином. Но если нас не слушают (пример тому - Смоленская область), плоды такой финансовой политики мы увидим уже скоро. Думаю, что это негативно будет оцениваться как населением, так и в правительстве Российской Федерации. Такие просчеты допускать нельзя.
- Ранее Минфин говорил, чтобы регионы не пытались подражать федеральному решению о повышении фонда оплаты труда на 30%...
- Что касается зарплат бюджетников, то еще полгода назад большинство регионов приняло решение о повышении фонда оплаты труда на 30%, как на федеральном уровне, но сейчас ситуация изменилась. Многие субъекты пересмотрели это решение в сторону снижения, рассчитав свои возможности, - и это правильно. Решение о повышении оплаты труда – это постоянно действующее обязательство, последствия которого будут проявляться в 2009 году и последующих годах, а сохранение нынешних тенденций в экономике продлится за пределы следующего года.
- Антон Германович, пожалуйста, объясните цели и задачи осеннего постановления правительства № 752, утвердившего возможность предоставления из бюджета субъектов РФ субсидий федеральному бюджету. Некоторые эксперты расценили это постановление как желание центра забрать у регионов допдоходы.
- Это не так, и связано с тем, что иногда возникают случаи, когда у субъекта РФ есть интерес к софинансированию федеральных обязательств. Предположим, строится федеральная дорога, а субъект РФ хочет поучаствовать в ее строительстве. Ранее законодательство не предусматривало это, а теперь нормативно-правовое поле это позволяет. Но финансировать федеральные полномочия - это право субъекта РФ, а не обязанность.
- Расскажите, пожалуйста, как идет исполнение бюджетов регионов в этом году на последнюю отчетную дату?
- Рост налоговых доходов субъектов РФ за десять месяцев текущего года к уровню прошлого года сохраняется на уровне 30%. Но это пока отражение экономической ситуации, сложившейся за первые девять месяцев. В октябре, ноябре уже появилась обратная тенденция. Тем не менее, 2008 год в целом завершится с ростом к уровню прошлого года по объемам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднем на 25%.
- Есть ли прогноз, как будет складываться ситуация в следующем году?
- По следующему году прогноз по субъектам РФ сделан, но ситуация меняется с каждым днем. Следующий год будет зависеть от правильности принятых регионами решений о бюджетных проектировках. Ошибок допускать нельзя. Минфин будет еженедельно мониторить ситуацию и оперативно реагировать.