На данный момент можно говорить о том, что избранный президент США Барак Обама уже определился, кто в его администрации будет занимать ключевые во внешнеполитических вопросах должности – министра обороны и госсекретаря. Министром обороны США останется (по крайней мере, еще на год) Роберт Гейтс - советолог, 30 лет проработавший в ЦРУ, где прошел путь от младшего аналитика до директора.
Оставив одну из ключевых должностей в новой администрации республиканцу, Барак Обама сдержал обещание сделать свой кабинет двухпартийным.
Несмотря на то, что Роберт Гейтс возглавлял министерство обороны США последние два года в администрации Джорджа Буша и резко критиковал Обаму за желание установить временные рамки для вывода американских войск из Ирака, нет никаких сомнений в том, что он сможет выстроить плодотворное сотрудничество с новым президентом.
Роберт Гейтс пользуется огромным уважением, как среди республиканцев, так и среди демократов за свои профессиональные качества. По мнению многих на Капитолийском холме, именно благодаря Гейтсу из Ирака начали постепенно выводиться американские войска. С его участием было принято решение о применении новой стратегии ведения войны в Ираке, главными элементами которой были сотрудничество с суннитскими боевыми группировками и привлечение к разрешению иракской проблемы соседних стран, включая Сирию. Некоторые специалисты убеждены также, что Роберт Гейтс убедил Джорджа Буша отказаться от идеи бомбить Иран.
Хотя избранный президент США пока не сделал официального заявления о том, кого он назначит на пост госсекретаря, практически ни у кого не осталось сомнений, что внешнеполитическое ведомство возглавит Хиллари Клинтон. И тому есть несколько причин. Поскольку на пост министра обороны уже назначен республиканец, второе ключевое место в администрации Обама наверняка отдаст демократам. Следовательно, сенаторы-республиканцы Чак Хейгл и Ричард Лугар, имена которых значились в списке претендентов на пост госсекретаря, автоматически отпадают. Сенатор Джон Керри, который еще недавно считался главным претендентом на эту должность, уже назначен председателей международного комитета в сенате, место, которое до него занимал избранный вице-президент Джозеф Байден. Губернатор штата Нью Мексико Бил Ричардсон, кандидатура которого также рассматривалась на пост главы внешнеполитического ведомства США, по данным газеты Вашингтон Пост, скорее всего, возглавит министерство торговли. Таким образом, Хиллари Клинтон возглавила список претендентов на пост госсекретаря и, по слухам, уже дала свое согласие Бараку Обаме.
Что же эти назначения значат для России?
Отдельные аналитики в России уже сделали поспешные выводы, что Хиллари Клинтон, которая в ходе предвыборной кампании называла Путина «бездушным человеком», и Роберт Гейтс, не скупившийся на резкие высказывания в адрес политики Кремля, не смогут улучшить российско-американские отношения.
Однако, не стоит забывать, что ключевую роль в новой администрации все-таки будет играть сам Барак Обама. И даже такие политические тяжеловесы, как Хиллари Клинтон и Роберт Гейтс будут вынуждены подчиняться его решениям. Вашингтонские инсайдеры уверены, что Роберт Гейтс является представителем «старой школы» и привык проявлять полную лояльность своему президенту и команде, в которой работает. Сам Гейтс неоднократно публично заявлял, что решение остается всегда за президентом.
Что касается Хиллари Клинтон и ее мужа, то в отношениях с ними Барак Обама уже показал, кто в Белом доме хозяин. В частности, Билл Клинтон был вынужден согласиться с требованиями Обамы и разрешил провести расследование своих финансовых операций. Он предоставил список доноров всемирного фонда Билла Клинтона, в котором, наверняка, могли оказаться фигуры международного масштаба, чья политика противоречит целям администрации Обамы. В частности, члены семьи короля Саудовской Аравии, король Марокко, а также правительства Кувейта и Катара. Кроме того, по некоторым данным, в фонд привлекались деньги бизнесменов, связанных с властями Казахстана и Китая, которые сенатор Клинтон в ходе своей предвыборной кампании критиковала за нарушение прав человека. Чтобы избежать конфликта интересов, Билл Клинтон приостановил свою деятельность в собственном фонде и обещал отказаться от платных выступлений в период, пока его жена занимает пост госсекретаря. Это решение далось 42-му президенту США, мягко говоря, нелегко. Один из его советников высказал недавно обиду, что к Джорджу Бушу-старшему не предъявлялись такие суровые требования. Он продолжал выступать за деньги и участвовал в сделках с иностранными корпорациями в то время, как его сын занимал пост президента США.
«Вы должны понимать, откуда в первую очередь исходит видение перемен. От меня, -- заявил избранный президент США Барак Обама на последней пресс-конференции, -- Моя работа заключается в том, чтобы предоставить видение, в каком направлении мы движемся, а также обеспечить, чтобы моя команда ему следовала».
Очевидно, что Россия не будет первой проблемой в международной повестке дня администрации Обамы. Главная задача Обамы и его команды – завершение войны в Ираке в установленные сроки до конца 2011 года, а также борьба с Аль-Каидой и талибами в Афганистане. Вторая проблема – убедить Иран остановить ядерную программу и начать конструктивное сотрудничество с США. Разрешение этих внешнеполитических вопросов, а также борьба с экономическим кризисом займет у новой администрации большую часть времени. Насколько важна для Барака Обамы будет Россия, можно судить по тому, назначит ли он в своей администрации специального человека, отвечающего за отношения с Москвой. Причем, по мнению бывшего советника Джорджа Буша по России Тома Грэма, для того чтобы решать проблемы с Москвой эффективно, этот человек должен занимать должность не ниже заместителя госсекретаря.
Так или иначе, волнующие Россию вопросы - расширение НАТО, размещение ПРО в Европе, а также судьба демократий на постсоветском пространстве - будут решаться в контексте построения системы безопасности в Европе.
Судя по всему, в первый президентский срок Барака Обамы расширение НАТО затормозиться. Об этом говорят практически все вашингтонские инсайдеры. Грузия и Украина не получат ПДЧ, ни в декабре на встрече глав МИД стран-членов НАТО, ни в апреле на саммите Североатлантического альянса, хотя бы потому, что у новой администрации просто не будет времени уделить внимание этому вопросу из-за усугубляющегося экономического кризиса. Кроме того, некоторые советники Обамы намекали на то, что возможен пересмотр самой концепции расширения НАТО. Сейчас в Вашингтоне все громче раздаются голоса критиков политики США времен Клинтона и Буша-младшего, при которой делалась ставка на включение в НАТО стран Восточной Европы. В сентябре на конференции в ведущем «мозговом центре» Вашингтона Carnegie Endowment, где выступали влиятельные в демократическом лагере эксперты Джеймс Коллинз (посол в РФ с 1997 по 2001 год) и Томас Пиккеринг (посол в РФ с 1993 по 1996 го), прозвучала мысль о том, что расширение альянса только изолирует Россию и угрожает стабильности в Европе. Сейчас в экспертных кругах Вашингтона обсуждается идея о создании новой системы безопасности в Европе, которая бы включала Россию.
Есть шанс, что Обама предложит России сотрудничество в этом направлении.
Размещение радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше, скорее всего тоже будет отложено, как говориться, до лучших времен. Потому что Обама считает существующую систему ПРО ненадежной и слишком дорогой. Но не стоит ожидать, что новая администрация откажется от идеи развития противоракетной обороны в Европе. «Перемены», которые может привнести Обама в этой области, будут заключаться в том, чтобы найти более эффективные методы защиты США и их союзников в Европе от возможных ударов со стороны антизападных сил. И Россия может стать частью этого переговорного процесса.
Обама вряд ли откажется от поддержки демократических стран на пост-советском пространстве. Такой вывод можно сделать, проанализировав реакцию Обамы на войну в Грузии. Сначала он не спешил с выводами и осудил обе стороны конфликта – Россию и Грузию, пока его помощники собирали информацию о происходящем. Но в последствие, во время дебатов с Джоном Маккейном он уже заявил, что «Россия – это угроза для мира и стабильности в регионе». «Мы также должны подтвердить демократиям этого региона — эстонцам, литовцам, латвийцам, полякам, чехам, что мы фактически будем их поддерживать и проявлять солидарность с ними в их усилиях», -- заявил Барак Обама. Кроме того, Обама является идеалистом-практиком. Когда стали известны результаты голосования на президентских выборах в США, Обама охарактеризовал значение своей победы следующим образом: «Если кто-то подвергает сомнению силу нашей демократии, то сегодня он получил ответ». Поэтому страны, строящие демократию, каковыми, несомненно, являются Украина и Грузия, обречены на поддержку администрации Обамы.
44-й президент США и его советники неоднократно заявляли, что не собираются строить отношение между Москвой и Вашингтоном на основе личных отношений и договоренностей между президентами. На данный момент американские «кремленологи» задаются вопросом, с кем в России можно вести эффективные переговоры? С одной стороны, в Вашингтоне убеждены, что главным в России остается Владимир Путин, но де-юре президентом РФ является Дмитрий Медведев. Другой вопрос -- существуют ли другие фигуры в российской вертикали власти, которые реально влияют на принятие решений в вопросах политики по отношению к США? Поэтому первой технической проблемой администрации Обамы в отношениях с Россией будет поиск партнеров для переговоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции