ВЕНА, 27 ноя - РИА Новости, Тарас Лариохин. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи выразил надежду на скорейшее создание условий для прямых переговоров между Тегераном и всеми заинтересованными сторонами.
"Я все еще надеюсь, что в скором времени будут созданы условия для прямых переговоров между всеми заинтересованными сторонами, которые необходимы для создания мер доверия, что является ключом к решению иранской проблемы и к стабильности на Ближнем Востоке", - заявил он в четверг, выступая на открытии сессии Совета управляющих МАГАТЭ.
По его словам, к Ирану остается "еще целый ряд вопросов, которые вызывают серьезную озабоченность, и должны быть прояснены, чтобы исключить возможное военное измерение ядерной программы". "К сожалению, Агентству не удалось добиться существенного прогресса по этим проблемам", - указал эль-Барадеи.
"До тех пор, пока Иран не обеспечит транспарентности и не будет осуществлять Дополнительный протокол (к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ), Агентство не будет иметь возможности обеспечить надежную уверенность в отсутствии незаявленной ядерной деятельности в Иране", - отметил он.
Глава МАГАТЭ особо подчеркнул, что Агентство "не пытается вмешаться в военную деятельность Ирана, связанную с обычными или ракетными вооружениями".
"Мы фокусируемся на ядерных материалах и деятельности", - указал он.
Однако, по его словам, МАГАТЭ несет ответственность за установление достоверности "всей доступной информации с целью убедиться в том, что все ядерные материалы используются исключительно для мирных целей".
США и ряд других стран подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Иранское руководство эти обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение энергетических нужд страны.
Совет Безопасности ООН 27 сентября единогласно одобрил резолюцию номер 1835 по Ирану, не содержащую новых санкций и подтверждающую прежние решения Совбеза и призывающую Тегеран выполнять его требования по ядерной программе. Проект резолюции был внесен по инициативе России странами "шестерки". Принятые ранее резолюции СБ 1696, 1737, 1747 и 1803 требуют от Тегерана приостановить обогащение урана и реализацию ракетной программы.
В резолюции 1835 подтверждается необходимость комбинированного решения проблемы иранской ядерной программы, сочетающего в себе продолжение переговоров с Тегераном и оказание на него дипломатического давления. Совбез ООН призвал Иран полностью и без промедления выполнять обязанности в соответствии с вышеуказанными резолюциями, а также требования Совета управляющих МАГАТЭ.
В Тегеране отвергли требования Совбеза и заявили, что действия "шестерки" (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия и Франция), занимающейся урегулированием проблемы иранского ядерного досье, могут лишь навредить взаимодействию Ирана с международным сообществом по этому вопросу.