Россия отказывается от оставшейся в наследство с советских времен «уравниловки» в бюджетной сфере – теперь врачи, преподаватели, библиотекари, музейные работники будут получать зарплату в зависимости от качества своей работы. Однако это новшество коснется пока только федеральных бюджетников, судьбу остальных будут решать региональные власти. О новых отраслевых системах оплаты труда федеральных бюджетников, которая вступает в действие с 1 декабря, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов.
- Александр Львович, какие перемены ожидают работников федеральных бюджетных учреждений с 1 декабря?
- С этого момента они переходят на новые системы оплаты труда, которые придут на смену Единой тарифной сетке (ЕТС). Новой системой будет охвачено 3,2 миллиона человек в основном в сферах здравоохранения, образования, культуры.
- В чем отличие новых систем от ЕТС?
- Зарплата должна будет состоять из трех составляющих: оклад, компенсационные надбавки за особые условия труда (у кого они есть), стимулирующие надбавки (премии).
ЕТС предполагала только тарифную ставку и компенсационные выплаты. Премии работникам в основном выплачивались за счет незакрытых вакансий. Теперь же непосредственно руководитель обязан сформировать из бюджетных денег не менее 30% премиального фонда. На эти цели выделяются дополнительные средства из бюджета РФ с 1 декабря.
Заработок работника теперь будет напрямую связан с качеством и количеством выполняемой им работы.
- Сегодня можно оценить, как изменится уровень зарплаты федеральных бюджетников с введением новых систем?
- Если брать среднюю температуру по больнице, то ответ очень простой – увеличится в 1,3 раза, потому что фонды оплаты труда увеличиваются на 30%. Но, еще раз подчеркну, что задача не в том, чтобы «размазать» эти средства ровным слоем по всем. Ведь одна из главных проблем в РФ – это низкий уровень производительности труда, мы отстаем здесь от стран Европы в 4,5 раза в среднем, а по отдельным отраслям – в 14 раз. НСОТы должны подтолкнуть руководителей оптимизировать процессы.
- Не приведет ли новая система к недовольству и раздорам внутри коллективов из-за резких различий в размерах зарплат?
- Безусловно, в новой системе предусмотрена более высокая дифференциация внутри трудового коллектива в пользу более эффективных работников. Мы отказываемся от уравниловки, когда все получали одинаковую зарплату независимо от результата. Все, кто хочет трудиться и готов зарабатывать больше, теперь получат такую возможность.
- Приведут ли эти перемены к реальному повышению качества услуг в бюджетных организациях федерального уровня?
- Все мы, как налогоплательщики, и как потребители услуг социальной сферы, заинтересованы в том, чтобы каждый раз, приходя в поликлинику, больницу, школу, библиотеку, мы получали максимально качественные услуги в то время, когда нам удобно, а не когда нас соизволят принять. Эта система как раз будет стимулировать совершенно новый подход, когда мы с вами станем для исполнителей бюджетных услуг людьми приятными, а не отвлекающими от каких-то там дел.
Безусловно, в значительной степени введение НСОТов будет связано и с поощрением конкуренции между бюджетными учреждениями за клиентов.
- Руководители бюджетных учреждений теперь будут иметь больше управленческой свободы. Нет опасений, что будут злоупотребления с их стороны?
- Одна из задач – улучшение системы управления внутри бюджетных учреждений. Впервые руководителю даются широкие полномочия по использованию трудового потенциала. Теперь он сам будет принимать решение, сколько работников ему нужно. Безусловно, он будет руководствоваться при этом требованиями Трудового кодекса, постановлениями правительства, нормативными актами министерств, которым подведомственны учреждения.
- То есть, ожидается сокращение штатов бюджетных федеральных учреждений?
- Даже если произойдет определенная оптимизация численности работников бюджетных учреждений, фонд оплаты труда не изменится, он останется тем же самым, что позволит использовать часть на повышение заработка тех сотрудников, которые выполняют свою работу наиболее качественно и эффективно.
Таким образом, руководитель будет привлекать наиболее квалифицированные кадры и платить им адекватную зарплату, а эффективность учреждения будет расти.
Связанная с этим задача - научить руководителей оценивать труд каждого работника, потому что в предыдущей системе он был абсолютно не заинтересован это делать, деньги просто распределялись по смете.
- Какие риски Вы видите при введении новых систем?
- Главный риск – попытка воспроизвести единую тарифную сетку на локальном уровне. Это может произойти, если руководитель не будет увязывать оплату труда с конечным результатом. Если он произведет формально расчет, то будет воспроизводиться ЕТС.
Оценка эффективности труда самого руководителя, его персональная ответственность станут тем страховочным инструментом, который должен защитить от этого риска.
Все министерства и ведомства должны заключить контракты с руководителями конкретных учреждений, установив критерии оценки эффективности их работы. Это непростая задача. Учитывая, что главный источник дохода руководителя теперь бюджет, и о совместительстве речи не идет, наверняка будут недовольные среди управленцев.
Как и любой проект, НСОТ не может иметь конечную точку с момента начала. Жизнь подскажет определенные коррективы. Мы к ним готовы и для этого будем проводить мониторинг с тем, чтобы где-то поправить отдельные действия коллег, которые не поняли, что надо делать.
- Сотрудники бюджетных учреждений сегодня высказывают опасения, что реально уровень зарплаты повысится только у тех, кто приближен к начальству, ведь руководитель будет решать, кому давать премию.
- ЕТС как раз не решала этой проблемы. Если у руководителя была задача платить любимчику больше, то для этого были колоссальные возможности. Во всех бюджетных учреждениях были внебюджетные поступления. И как ими распоряжаться – решал руководитель. Он мог все эти деньги направить на оплату приближенным персонам.
Если мы хотим отучить руководителя от субъективизма, мы должны научить его правильно строить трудовые отношения, заключать договор. Это краеугольный камень новой системы оплаты труда, который при судебном разбирательстве сыграет не в пользу работодателя, если он чего-то не выполнил.
Кроме того, в каждом учреждении есть свое положение об оплате труда, согласованное с трудовыми коллективами, профсоюзами. У нас есть договоренности с профсоюзами, чтобы они осуществляли мониторинг за соблюдением прав работников при переходе на новые системы оплаты труда.
- Как защищаться работнику, который почувствует себя ущемленным в новой системе?
- В новых системах оплаты труда будет усиливаться роль трудового договора, который раньше играл больше формальную роль. В нем будут отражены все договоренности между работником и работодателем в виде размера оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, работодатель не сможет забыть о своих обязательствах.
Кроме того, все положения об оплате труда, принимаемые в каждом из учреждений, должны быть согласованы с трудовыми коллективами. Здесь субъективизм вряд ли возможен.
Надо не забывать и о том, что государство сохраняет за собой право контроля за жестким соблюдением трудового законодательства, с тем чтобы не были нарушены права работающего. Если работник считает, что его права нарушены, он может обратиться в органы трудовой инспекции, которые назначат административный штраф руководителю за нарушения или дисквалифицируют его. Мера ответственности достаточно высокая – вплоть до уголовной.
Еще один важный момент – заработная плата руководителя находится в жесткой взаимосвязи со средней зарплатой трудового коллектива. Не будет она расти у работников, не вырастет и руководителя. И у того органа, в чьем подчинении находится учреждение, могут возникнуть вопросы, насколько эффективен данный управленец.
- В соответствии с какими критериями будет работодатель принимать решение о назначении премиальных?
- Типовые критерии разработаны каждым из профильных министерств, в чьем ведении находятся бюджетные учреждения. Но каждое из них принимает свои критерии, которые зависят от его задач.
Премия же руководителя будет напрямую зависеть от показателей эффективности работы бюджетного учреждения в целом. Она может составлять до 5% от фонда оплаты труда, но, как показывает расчет, скорее всего она будет в пределах 1-2%. При этом большинство руководителей не смогут получать дополнительные доходы из внебюджетных источников.
- Сколько средств будет направлено из бюджета на введение новых систем?
- Финансовое обеспечение перехода на новые системы оплаты труда сопровождается увеличением фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%. Порядка 114 миллиардов рублей заложено на введение НСОТ в 2009 году. Но подчеркну, что речь не идет о традиционной индексации зарплаты. Увеличиваются фонды оплаты труда, дальше уже руководитель должен распределить эти средства между наиболее эффективными сотрудниками.
Надо отметить, что введение новых систем оплаты труда, по закону, не может ухудшить положение работников бюджетных учреждений. Любой человек, который начинает работать в новой системе, не получит меньше, чем он получал до 1 декабря по тарифной сетке, включая компенсационные выплаты, существовавшие ранее.
- Как Вы оцениваете готовность федеральных учреждений к переходу на новые системы?
- Эта работа ведется с начала года. К сегодняшнему дню закончена подготовка всей методической и нормативно-правовой базы по министерствам и ведомствам. Работники подведомственных учреждений предупреждены, продолжается заключение новых трудовых договоров, которое должно быть завершено к 1 декабря.
Важно для нас и вступление в силу с 1 января закона о новом минимальном размере оплаты труда (МРОТ), который составит 4 тысячи 330 рублей, что напрямую скажется на тех же бюджетниках.