НЬЮ-ЙОРК, 27 ноя - РИА Новости, Лариса Саенко. Четыре причины могут сдержать столь необходимое для мировой стабильности снятие напряженности в отношениях между Россией и США с приходом в Белый дом Барака Обамы, считает Грег Остин (Greg Austin), вице-президент Института Восток-Запад.
Планы Вашингтона по расширению блока НАТО и установке систем ПРО у границ с Россией, а также ответные шаги Москвы, не исключающей размещение ракет "Искандер" в Калиниграде, еще более осложнили обстановку между стратегическими партнерами в борьбе с терроризмом, что не отвечает интересам ни той, ни другой стороны, ни мира в целом.
"Существует по меньшей мере четыре сдерживающих фактора, способных стать препятствием для позитивных перемен в течение ближайших шести месяцев - потребуется время для новой команды Обамы на выработку новой политики в отношении России, которая вероятно натолкнется на противостояние официальных лиц с укоренившимися взглядами, близкими к нынешней политике", - считает Остин.
Его письменный комментарий передан в распоряжение РИА Новости.
По его мнению, новый курс по отношению к России в администрации Обамы будут вырабатывать Майкл Макфоул (Michael McFaul), главный эксперт по России в избирательной кампании Обамы, сенатор Чак Хэйгел (Chuck Hagel) и адмирал Майк Муллен (Mike Mullen).
Макфоул в минувшем месяце дал понять, что новый президент пересмотрит ключевые вопросы, ставшие камнем преткновения между Вашингтоном и Москвой, в частности, по блоку безопасности.
Однако новой команде, которая займется в Белом доме Россией, будет непросто выдвинуть эти отношения в разряд самых приоритетных, поскольку уже в ходе избирательной кампании Обама очертил внешнеполитические приоритеты "горячей четверкой" - Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан.
"Немногие в Пентагоне и Госдепартаменте рассматривают европейскую и российскую безопасность в качестве приоритета для вопросов безопасности в целом", - полагает влиятельный американский эксперт.
По его мнению, сближению России и США на текущий момент также не способствует дипломатия, выбравшая конфронтационную риторику, а также общественное мнение в обоих государствах.
В итоге вопрос сотрудничества Белого дома и Кремля по проблемам поддержания международной безопасности оспаривается остро как никогда, начиная с 1991 года (времени распада СССР), считает Остин.
Противоречий с обеих сторон скопилось немало. США считают неприемлемой российскую операцию по принуждению Грузии к миру с последующим признанием независимости Южной Осетии и Абхазии.
Россия требует, что США не применяли силу без санкции Совета Безопасности ООН и прекратили военную экспансию в зону ее исторически сложившихся геополитических интересов.
И, наконец, элиты как в Вашингтоне, так и в Москве, занимающиеся вопросами безопасности и внешней политики, не испытывают партнерского доверия.
"Россия видит новые угрозы со стороны НАТО и США, и те в свою очередь видят новые угрозы со стороны России. И даже когда обе стороны согласны в том, что имеют общую угрозы со стороны возможного и реально существующего ракетного потенциала в Азии и на Ближнем Востоке, они не могут найти надежного фундамента для совместных действий", - сказал Остин.
По его мнению, сближению Москвы и Вашингтона могут эффективно содействовать европейские структуры, не заинтересованные в нагнетании атмосферы с Россией. Хотя старым демократиям будет и непросто переубедить новичков, видящих угрозу в новом курсе РФ.
"Оценивая мотивы России и США, необходимо призвать стороны восстановить прагматизм и найти совпадающие интересы", - считает Остин.