Рейтинг@Mail.ru
Потопление траулера: повторение старой трагедии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потопление траулера: повторение старой трагедии

Читать ria.ru в
Дзен
Набирающая обороты борьба с пиратством в водах Сомали пока не принесла заметных результатов, но уже спровоцировала трагические последствия. Ночью 19 ноября индийский фрегат "Табар" потопил, как сообщалось, пиратское судно-базу.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

 Блог автора

Набирающая обороты борьба с пиратством в водах Сомали пока не принесла заметных результатов – в виде снижения напряженности в этом районе океана или уменьшения количества моряков, задержанных пиратами, но уже спровоцировала трагические последствия. Ночью 19 ноября индийский фрегат «Табар» потопил, как сообщалось, пиратское судно-базу. Однако через несколько дней выяснилось, что жертвой индийского корабля стал таиландский траулер, принадлежавший компании Ekawat Nava и перевозивший рыболовное оборудование из Омана в Йемен. В результате траулер сочли пропавшим без вести в водах Аденского залива, и о его судьбе стало известно лишь позже от одного из спасшихся членов экипажа. Рыбак был подобран проходящим мимо кораблем после нескольких дней пребывания в океане.

В изложении судовладельца история выглядит следующим образом: пираты напали на траулер и «почти захватили» его, когда вблизи места происшествия появился индийский фрегат и открыл огонь. В результате траулер пошел ко дну. Один из членов экипажа считается погибшим, еще 14 пропали без вести. Судьба пиратов не установлена.

В изложении индийской стороны версия звучит иначе: фрегат «Табар» потопил пиратское судно-базу, после того как пираты начали обстреливать боевой корабль.

Установить истину вряд ли возможно. Не исключено, что своя правда есть у обеих сторон. Пираты, захватившие траулер, могли в ночной тьме принять фрегат за одиночный сухогруз и решить сорвать двойной приз – захватив еще и подвернувшийся торговый корабль. В результате за свою ошибку им пришлось поплатиться, но при этом погибли и рыбаки.

Следует отметить, что случаев стрельбы «по своим» и «по нейтральным», особенно в условиях темной ночи и напряженной обстановки, история морских войн знает немало. Самым известным подобным инцидентом, в котором в роли пострадавшей стороны оказались английские рыбаки, является так называемый «гулльский инцидент» в Северном море в ночь на 22 октября 1904 года.

Второй стороной инцидента стала русская 2-я Тихоокеанская эскадра, направлявшаяся из портов Балтики на Тихоокеанский ТВД для участия в русско-японской войне. Великобритания в этой войне поддержала Японию, и командование эскадры имело сведения о наличии в британских базах японских миноносцев, которые должны атаковать русские корабли при проходе через Северное море и Ла-Манш. В районе Доггер-банки, неподалеку от британского порта Гулль, русские корабли наткнулись на рыболовецкую флотилию.
Напряженная обстановка, ночное время и отсутствие освещения на траулерах (британская сторона факт отсутствия освещения отрицала) привели к тому, что рыбаков приняли за японские миноносцы, и открыли по ним огонь. Результатом стало потопление одного и повреждение еще пяти рыболовецких кораблей, гибель двух рыбаков и ранение еще шестерых. Под обстрел попали также и русские корабли – так, крейсер «Аврора» (будущий участник Октябрьской революции) получил пять попаданий, вследствие которых был тяжело ранен и впоследствии скончался корабельный священник, и легкое ранение получил один из комендоров.

По решению международного суда, созванного для разбора инцидента, Россия выплатила Великобритании компенсацию. Следует при этом отметить, что опасения командующего эскадрой адмирала Рожественского относительно японских миноносцев были справедливы – несколько миноносцев, незадолго до инцидента приобретенных в Великобритании и укомплектованных японскими экипажами действительно находились в английских портах. Однако вследствие поднявшегося после инцидента шума, их атака была отменена – Англия не желала рисковать статусом нейтральной державы.

Инциденты 1904 и 2008 годов роднит общая причина – отсутствие у военных кораблей детальной информации об обстановке. И если в 1904 году в силу несовершенства техники и  «тумана войны» это еще могло быть оправданным, то в 2008 году, при наличии разнообразных и широкодоступных средств связи и обнаружения, обстановка должна отслеживаться в режиме реального времени или максимально близко к тому. В противном случае этот инцидент будет не последним.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала