Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Европейском Союзе и НАТО начинается сезон зимних саммитов и совещаний, которые обычно закрывают полугодовое ротирующееся президентство ЕС и «натовский год». Первой будет очень важная встреча министров иностранных дел НАТО в Брюсселе 2-3 декабря, а затем, 11-12 декабря, там же, французский президент Николя Саркози будет прощаться со своим председательством в Европейском Союзе и передавать его Чехии. Это самое напряженное время для европейских чиновников, которые готовят встречи и документы, но словно весна для многочисленных «мозговых трестов» и экспертов, берущихся подсказать Брюсселю ЕС и Брюсселю НАТО, куда бы им лучше двигаться в следующем году. И куда бы лучше не заглядывать, потому, что они там уже были, и ничего хорошего из этого не вышло.
Все последние внешнеполитические рекомендации, установки и директивы ЕС - «сливать» их в печать давняя традиция - и экспертные советы к встречам очень здорово напоминают нечто схожее с результатами припозднившегося «кавказского вскрытия». В их «общей паталогоанатомической картине» (жуткое, надо признать, сравнение, но что ж тут поделать, раз, похоже) сейчас гораздо больше ясности, чем было сразу после августовской войны на Кавказе. Два вопроса, похоже, определились почти окончательно: с Россией ЕС должен наращивать тесные связи, а Тбилиси и Киев надо поостеречься принимать в НАТО.
Собственно это и должно было рано или поздно произойти. Вполне даже возможно, что те, кто еще не определился окончательно с дорогой от «кавказского конфликта» будут подвинуты к серьезным выводам после последней клоунады с визитом в Тбилиси польского президента Леха Качиньского и «инцидентом» с обстрелом 23 ноября машины пана Леха и Михаила Саакашвили с югоосетинского пограничного поста в Ахалгори. Одиозность дружбы и поступков обоих президентов достигла сейчас высшей степени скоморошества. "Какой визит, такое и "покушение", ведь чтобы не попасть с 30 метров в машину - нужно иметь слепого снайпера". Вот так отреагировал на «покушение» на президента, председатель Сейма Польши Бронислав Коморовский, в прошлом бывший министром национальной обороны Речи Посполитой. Совсем не последний человек в польской властной иерархии. Люди такого калибра, уважающие главу государства, обычно в подобных выражениях посягательство на их жизнь не комментируют.
То, что НАТО стало гораздо дальше от Саакашвили и Ющенко, признал даже помощник госсекретаря США по Евразии Дэниел Фрид. Как раз он курирует в госдепе все «постсоветское направление» и ранее был главным «тараном», с помощью которого администрация Буша пыталась пробить через возражавших Германию, Францию, Италию и Испанию членство Тбилиси и Киева. Фрид, рассказывая журналистам о том, с чем США поедут на встречу министров в Брюсселе 2-3 декабря, сказал, что Саакашвили и Ющенко от приглашения в НАТО «отделяют годы». Менее чем за месяц до этого все тот же Фрид утверждал, что решение о предоставлении Киеву и Тбилиси Плана действий по членству (ПДЧ) – «дорожной карты» для вступления в блок, будет сделано уже в Брюсселе. А окончательно одобрено на предстоящем в апреле 2009-го, юбилейном, в честь 60-летия основания, саммите НАТО во французском Страсбурге и германском Келе. Вместо этого, по Фриду, на предстоящем совещании НАТО «будет думать, как ответить» на предложения российского президента Дмитрия Медведева о создании новой архитектуры общеевропейской безопасности. Европейцы уже почти открыто говорят, что принимать в НАТО такую неуравновешенность как Саакашвили очень опасно.
Что касается Евросоюза, то он сейчас тоже начал открыто напоминать странам-членам, что отношения с бывшими советскими республиками – это хорошо и их надо крепить. Но они отнюдь не должны подменять собой отношения с Россией. В распоряжении общеевропейской газеты EU Observer, оказался проект директивы ЕС ко все тому же предстоящему брюссельскому саммиту союза. В ней разъясняется позиция Брюсселя в отношении Беларуси, Украины, Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджана и, отдельно, России. Эта директива явный ответ на «горячность» стран Балтии, отвергающих возобновление полномасштабных связей с Москвой.
Так вот в этом документе говорится о необходимости удовлетворить «европейские устремления» этих стран, даже заключить с ними «соглашения об ассоциации» в рамках программы «Восточноевропейского партнерства». Но уже в преамбуле к директиве расставлены все точки над i. «Восточноевропейское партнерство следует рассматривать как дополнение к отношениям между ЕС и Россией, что включает диалог по региону нашего общего соседства». Более того, в этом наставлении для европейских дипломатов указано, что, по мнению Еврокомиссии, отношения ЕС-Россия являются приоритетными по сравнению с отношениями ЕС и названными странами программы «Восточноевропейского партнерства». Там же говорится, что некоторые «партнерские страны испытывают большие трудности в развитии своих демократических институтов». Конкретно ни одна страна не упоминается. Но если учесть, что Брюссель не рассматривает даже как близко демократические ни Беларусь, ни Армению, ни Азербайджан, ни Молдавию, то нетрудно догадаться, что речь идет о Киеве и Тбилиси.
К саммиту ЕС приурочил и свое открытое письмо Брюсселю, бывший зам директора отдела политического планирования в администрации Билла Клинтона Jim O’Brien. Сейчас он один из внешнеполитических советников президента Барака Обамы. Он вообще утверждает, что сегодня ни НАТО, ни ОБСЕ, ни СНГ, не подходят для строительства новой европейской архитектуры безопасности. «Наилучшей альтернативой будет полное переоформление политической архитектуры и архитектуры безопасности отношений между ЕС, Евросоюзом и Россией на основе учета интересов всех игроков, создания сообщества безопасности, в которое полностью была бы интегрирована Россия как равный партнер». Если припомнить, что говорил российский президент Дмитрий Медведев на саммите ЕС-Россия в Ницце, на саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне, в серии последних интервью французским газетам, то очень может показаться, что все это списано с его тезисов. Правда, Джим О’Брайан в плагиате до сих пор замечен не был.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции