МОСКВА, 25 ноя - РИА Новости. Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления террористического характера, а также за пособничество террористам.
Поправки предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.
Так, статью 205 УК РФ ("содействие террористической деятельности") предлагается дополнить формулировкой, в соответствии с которой будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 20 лет преступления, связанные с вербовкой или иным вовлечением лица в совершение преступления, связанным с захватом заложника, организацией незаконного вооруженного формирования или участие в нем, шпионажем, насильственным захватом власти или вооруженным мятежом, финансированием терроризма, "совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекшие по неосторожности смерть человека".
Сейчас наказание по этой статье составляет от четырех до восьми лет, при использовании обвиняемым своего служебного положения - от семи до 15 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.
При этом под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из терактов.
Преступления, связанные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ - повлекут наказание на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы, отмечает автор законопроекта. Данный вид преступлений впервые рассматривается в контексте терактов.
Предложенное законопроектом распространение действия статьи 316 УК РФ ("укрывательство преступления") на более широкий круг преступлений, в том числе и на связанные с содействием террористической деятельности, позволит привлекать к ответственности за укрывательство таких преступных деяний, как захват заложника (статья 206 УК России), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (статья 208 УК России), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК России) и других. В настоящее время эти деяния относятся к категории тяжких преступлений, а лица, укрывающие их совершение, никакой ответственности не несут.
Статью 206 УК ("захват заложника") автор предлагает дополнить нормой о том, что данные преступления, если они сопряжены с умышленным причинением смерти человеку, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы. Сейчас максимальное наказание за это преступление составляет от восьми до 20 лет.
Статью 281 УК ("диверсия"), предусматривающую наказание за совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, - "если они совершены организованной группой либо повлекли причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий", повлекут наказание на срок от 12 до 20 лет. А при умышленном причинении смерти человеку - на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы. Сейчас максимальное наказание по этой статье - от 12 до 20 лет.
Васильев также предлагает рассматривать преступления, связанные с захватом заложников, организацией незаконного вооруженного формирования, массовых беспорядков, государственной изменой, шпионажем, насильственным захватом власти, вооруженным мятежом и диверсией, без использования суда присяжных.
Таким образом, преступления по этим статьям, в случае принятия законопроекта, будут рассматриваться только коллегиями из трех профессиональных судей.
В плане работы Госдумы рассмотрение проекта закона в первом чтении намечено на декабрь.
Глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников полагает, "что надо осторожно относиться к отмене суда присяжных при рассмотрении тяжких преступлений".
"Если это касается дел о шпионаже, то вопрос довольно специфический, и его должен рассматривать исключительно профессиональный состав судей, в отношении преступлений по другим статьям - надо смотреть", - сказал депутат РИА Новости.