Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости.
Многие связывают с новым президентом Бараком Обамой надежды на перемены, как во внешней, так и во внутренней политике Вашингтона.
Выступая на пресс-конференции после окончания саммита лидеров АТЭС в Лиме, президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что у России есть шанс убедить новую администрацию США отказаться от планов размещения ПРО в Европе. «На мой взгляд, шансы есть, потому что если позиция нынешней администрации по этому вопросу выглядит предельно негибко, то позиция избранного президента выглядит более аккуратно», - отметил он.
Так, во время своей предвыборной кампании Обама заявлял, что поддержит программу размещения ПРО, только если найдет ПРО необходимой и эффективной. А если возможны изменения по ПРО в Европе, то можно считать реальными любые перемены во внешней политике США.
Однако первые шаги и заявления Обамы как главы государства свидетельствуют, что, по крайней мере, в отношении Грузии политика Вашингтона, скорее всего, останется неизменной. К примеру, в недавнем телефонном разговоре грузинского президента Михаила Саакашвили и Барака Обамы, который, кстати, состоялся по инициативе последнего, Обама заявил, что признает территориальную целостность Грузии. Об этом сообщили из Тбилиси, а опровержений из США не поступало.
Большинство российских политологов склоняется к тому, что Обама, в общем и целом, продолжит на Южном Кавказе политику, которую вел до него Буш. «Мы, конечно, надеемся на более трезвый подход со стороны США в этом вопросе, но каких-то признаков, по которым можно сказать, что предстоят перемены, я не вижу», - ответил на вопрос РИА Новости Владимир Печатнов, завкафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД РФ. «При этом надо понимать, что Обама не является единоличным «составляющим политической воли» в США. Роль президента очень велика, но он, может быть, не главное действующее лицо», - добавил ученый. Печатнов считает, что в очень большой степени на внешнеполитические решения в США влияют Госдеп и разведка страны. По его словам, круто сменить курс такого «огромного корабля» как Соединенные Штаты – очень тяжело, так что во внешней политике США есть некоторая заданность, которую нельзя сбрасывать со счетов.
Сегодня много говорят о влиянии финансовых и торговых кругов США на принятие решений в отношении тех или иных мировых регионов. Владимир Печатнов полагает, что большого интереса для американских финансовых группировок Грузия не представляет, разве что в связи с политикой в отношении России. Ученый говорит: «Я не вижу серьезных финансовых группировок, которые были бы заинтересованы в поддержке экстремизма в Грузии». По его мнению, активность Вашингтона в Грузии, исходит прежде всего от политического истеблишмента США, и связана с желанием недопустить образования на постсоветском пространстве новой интеграционной структуры вместо СССР.
Поскольку не допустить появления мощного конкурента на международной арене - это вопрос национального интереса США, то «генеральная линия» после президентских выборов вряд ли измениться. «США будут продолжать поддерживать лояльные им режимы постсоветского пространства и, конечно,
ни за что не признают Грузию сферой стратегических интересов России, - считает Печатнов. - Эта генеральная линия не менялась и при Буше, ее проводил Клинтон, только несколько иначе. Самое большее чего можно ожидать со стороны США на Южном Кавказе – это появление неких «правил игры» более приемлемых для нас форм, в которые будет выливаться поддержка Вашингтоном Грузии».
Не верит в серьезные изменения и политолог, руководитель фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Он, в частности, считает, что ПДЧ Грузии и Украине на следующем саммите НАТО не дадут, а, значит, и изменений ждать не приходиться. «Мы все хорошо знаем, что в администрацию нового президента вошли известные своими «российскими» взглядами Збигнев Бжезинский, Майкл Макфол и другие, - добавил Никонов. - Кроме того, по некоторым заявлениям можно говорить, что Пентагон обещает стабильную, преемственную политику». «Что касается Обамы, то мне кажется, что он настроен на диалог и хочет нажать на кнопку «Перезагрузка» в российско-американских отношениях. Но лично я сомневаюсь, что такая кнопка есть», - отметил он.
А по мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова изменения в политике США по постсоветскому региону возможны. Он считает, что в связи с финансовым кризисом и другими причинами в США назрел пересмотр внешней политики направленной на поддержание своего влияния везде, где только можно. «Перед администрацией Обамы стоит цель – определиться с приоритетами», - отметил Лукьянов.
Большая «заданность» в американской внешней политике, бесспорно, существует. Об этом говорит хотя бы то, что во внешнеполитических действиях США во время «пятидневной войны» не очень-то был заметен эффект «хромой утки», о котором часто пишут американские публицисты. Метафора «хромая утка» означает некоторую ослабленность США к внешнеполитическим угрозам во время выборов. Между тем, такой сильный внешнеполитический вызов, как «пятидневная война», не застал руководство США врасплох, ему хватило политической воли на очень активные дипломатические действия против России и даже на посылку флота НАТО на Черное море. Раз «хромая утка» – не хромает, значит, американский внешнеполитический курс действительно не в такой степени зависит от смены президента, как говорят. То есть Саакашвили на выборах в США не проиграл и не выиграл.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции