Рейтинг@Mail.ru
Юрий Бойко: Чтобы Украина выплатила долг, надо уволить Тимошенко - РИА Новости, 25.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юрий Бойко: Чтобы Украина выплатила долг, надо уволить Тимошенко

Читать ria.ru в
Дзен
В оставшиеся до нового года недели, когда главным становится вопрос заключения договора о поставках в страну газа, главного энергетического компонента экономики Украины, выясняется, что страна задолжала России почти 2 с половиной миллиарда долларов.

В то время как во всем мире ищут пути выхода из экономического кризиса, на Украине, словно не замечая останавливающиеся заводы и растущее число безработных, отмечают 75-ю годовщину голодомора, тратя на эти идеологические цели более 700 миллионов гривен. В оставшиеся до нового года недели, когда главным становится вопрос заключения договора о поставках в страну газа, главного энергетического компонента экономики и промышленности Украины, выясняется, что страна задолжала России огромную для нее сумму – почти 2 с половиной миллиарда долларов. Разобраться в этом абсурдном положении дел корреспонденту РИА Новости Захару Виноградову помог депутат Верховной Рады Юрий Бойко.

- Юрий Анатольевич, как Вы знаете, на днях президент России Дмитрий Медведев поручил председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру в ближайшее время взыскать с Украины долги за газ. В свою очередь «Нефтегаз Украины» заявил, что  он России ничего за газ не должен. Так есть долги или нет? Как бывший министр топлива и энергетики Украины можете Вы пояснить, что происходит в энергетическом комплексе страны?

- С начала нынешнего года мы неоднократно слышали бравурные заявления нынешнего правительства о победах на газовом фронте, что у нас всё хорошо, а скоро будет вообще замечательно. Общество, президент верили этим заверениям, хотя мы, оппозиция, неоднократно заявляли о том, что дела далеко не так хороши, как нас уверяют. Но изо дня в день с экранов телевизоров, со страниц газет правительство успокаивало, что с поставками газа все обстоит более чем благополучно… И потому на фоне этих радужных перспектив заявление российского президента о наличии у Украины такой большой задолженности за газ стало для украинского общества шоком. Причём сумма задолженности как раз не принципиальна: 2,5 миллиарда долларов или 1,8. Самое главное, что она, эта огромная задолженность, есть, и в канун российско-украинских переговоров о стоимости газа на следующий год наличие задолженности как таковой изначально делает позицию нашей стороны уязвимой. Говорю это как неоднократный участник переговоров.

Теперь что касается  того, есть ли долг на самом деле. В начале года украинское правительство подписало договор о поставках газа через «РосУкрЭнерго». Соответственно, по цепочке: «Нефтегаз Украины» должен «РосУкрЭнерго», а «РосУкрЭнерго», в сою очередь, должно «Газпрому». Поэтому сейчас надо разбираться не в том, почему образовалась такая задолженность украинской стороны перед российской, а принципиально перед началом переговоров решить вопрос по урегулированию задолженности как таковой – то есть в срочном порядке рассчитаться с долгом. Иначе, повторюсь, у нас будет очень сложная позиция в переговорах с «Газпромом».

- В настоящее время многие официальные источники в России и  Украине утверждают, что цена за газ с 1 января будет 400 долларов за 1000 кубометров, то есть более чем вдвое выше нынешней цены. В то же время на недавнем совещании, которое проводила Федерация работодателей Украины, руководители, например, химических предприятий заявляли, что при цене более 300 долларов за 1000 кубометров газа продукция химпрома Украины становится неконкурентоспособной на мировом рынке. То есть химпром страны попросту разорится.  Вообще многие украинские эксперты и депутаты Верховной Рады считают, что цена на газ в 400 долларов абсолютно нереальная, что она, в соответствии с существующей формулой образования цены, должна быть ниже. Насколько это соответствует действительности?

- Если иметь в виду формальный подход к формированию цены на газ, то она действительно жёстко привязана к стоимости нефти, и с учетом тенденции падения стоимости нефти для нас ситуация складывается достаточно комфортно. То есть чем ниже будет падать стоимость нефти, тем ниже будет соответственно и стоимость газа. Если в декабре прошлого года при стоимости барреля нефти в 97 долларов мы подписали договор на поставку газа по 179,5 доллара за 1000 кубометров, то можно провести аналогию: сегодня стоимость барреля нефти уже 50 долларов, поэтому цена на газ для Украины должна, по крайней мере, хотя бы не расти. А какие-то беспредельные цены… Они заявляются без привязки к реальной стоимости нефти.

- То есть реальная цена на газ для Украины, Вы считаете, должна оставаться примерно на уровне начала нынешнего года – 179,5 долларов за 1000 кубометров?

- Да, я считаю, что такую цену мы должны держать, но при условии, конечно, погашения долгов за газ за этот год. Потому что любая задолженность, как я уже говорил, неизбежно включается, или политически, или экономически, в стоимость газа.

- Один из упреков в адрес правительства Тимошенко, которые прозвучали во время обсуждения в Москве проблем поставок газа Украине, состоит в том, что с момента начала переговоров о цене газа на 2009 год долг Украины не только не уменьшается, что обещала премьер-министр Юлия Тимошенко российской стороне, но и, наоборот, растёт. И в конце минувшей недели, выступая на заседании Совета по национальной безопасности и обороне, президент Украины Виктор Ющенко распорядился, чтобы в течение пяти дней задолженность по поставкам газа была погашена. Но откуда долг? Почему вообще внутри страны, где есть потребители, которые в основном рассчитываются за газ, возникла эта проблема – долг Украины перед Россией за поставки энергоносителей?

- Ну, почему возникла – это понятно. Потому что проводя популистскую политику без учёта реалий дня, без жесткой финансовой дисциплины, правительство Юлии Тимошенко попросту загнало страну в тупик, в финансовый и экономический кризис. Все помнят, как в начале года правительство Тимошенко объявило о выплате долгов Сбербанка СССР украинским вкладчикам… А ведь реальных средств в бюджете для этого не было. Этот вот социальный популизм и привел Украину к такой задолженности за газ.

Что делать в этой ситуации? Наверное, надо привлекать государственный бюджет, выделять деньги «Нефтегазу» с тем, чтобы выплатить дотации на газ, потребляемый предприятиями теплокоммунэнерго и, соответственно, его финансово сбалансировать. Все разговоры нынешнего премьер-министра Украины о том, что у нас прекрасная ситуация, закончились, они уже в прошлом. Ситуация такая, какая есть – попросту говоря, очень плохая. Это надо признать и не питать иллюзий. Далее: сейчас нужно жестко и прагматично наводить порядок и искать выход, меньше заниматься популизмом и, с учетом финансового и экономического состояния «Нефтегаза Украины», помогать ему - снижать налоговую нагрузку, давать дотации из бюджета, то есть заниматься финансовым оздоровлением этой компании.

- А реально есть такие деньги? Возможно ли в течение пяти дней найти такую сумму, чтобы рассчитаться с долгами?

- Думаю, сделать это достаточно сложно. Если весь нынешний год на Украине ничего не делали в этом отношении, исправить ситуацию за пять дней будет почти невозможно. Но надо хотя бы тенденцию обозначить, наметить путь по возврату долгов. Здесь очень важно, чтобы в своей практической деятельности на Украине мы, наконец, отошли от деклараций, и перешли к реальному наполнению «Нефтегаза» деньгами.

- А почему всегда во взаимоотношениях России и Украины возникают проблемы долгов за газ? Ведь есть бюджет, в который закладывается цена, есть потребители, которые платят за газ, а, если не платят, есть суды, фискальные органы, которые могут и обязаны в обязательном порядке взыскивать долги…

- Да, все это было, так было еще в 2006-ом году.  К сожалению, в нынешнем году мы, я имею в виду страну, многое утратили. Утратили здоровый реализм в отношениях между газовыми корпоративными субъектами, зато началась война премьер-министра за контроль над финансовыми потоками в этой сфере. В принципе, это нормально - при условии, что все делается разумно, с учетом государственных интересов. Но и здесь возникли проблемы. Кроме авантюризма и волюнтаризма мы, к сожалению, ничего в этом процессе не видели. Контроль за финансовыми потоками нужен был премьеру вовсе не для того, чтобы обеспечить своевременные расчеты за поставки газа, а для того, чтобы финансово обеспечить свою кампанию по выборам президента. Да и социально-популистские решения, которые принимались правительством вопреки реальному состоянию экономики, не способствовали ее финансовому оздоровлению, а, наоборот, загоняли и продолжают загонять её в финансовую пропасть.

Хотел бы отметить, что мировой финансовый кризис стал лишь одной причиной падения Украины в экономическую пропасть. На самом деле все началось не два-три месяца назад, а еще в начале 2007 года, когда существовавшая система расчетов и финансовой дисциплины были демонтированы, а новые, по сути, не созданы. Словом, нет единой причины, которая привела «Нефтегаз Украины» к такому финансовому состоянию. Причем самое обидное, что мы, предыдущее правительство Виктора Януковича, когда в прошлом году, 18 декабря, покидали рабочие места, сдали «Нефтегаз Украины» без долгов перед Россией, с подписанными на будущий год контрактами, на чем, собственно говоря, страна и прожила этот год.

«Нефтегаз Украины» даже по статистике сегодняшнего правительства за 2007 год получил прибыль в 3 миллиарда гривен, т.е. он достаточно устойчиво держался на ногах. Конечно, у него были свои проблемы, связанные с платежами, с разницей в ценах, но мы решали эти проблемы без деклараций и громких обещаний. А сегодня «Нефтегаз» - не только не имеет прибыли, но и, наоборот, имеет колоссальную задолженность перед Россией, которую с Украины собираются в ближайшее время взыскать.

- Только что вы упомянули мировой экономический и финансовый кризис. Как он отразился на Украине?

- Финансовый кризис затронул нас очень серьезно, хотя еще два месяца назад правительство Юлии Тимошенко говорило, что никакой опасности нет, что Украина стоит в стороне от этих процессов. Нас успокаивали тем, что поскольку фондовый рынок у нас не развит, нас это не коснется. Но нас коснулось это самым болезненным образом, потому что украинская экономика экспортно-ориентирована – до 60% ВВП мы получаем за счет экспорта: это, прежде всего, металлургия и химия. И как раз по металлургам и химикам больнее всего этот кризис и ударил. Это выразилось в снижении отпускных цен, снижении спроса на их продукцию, которую мы поставляли на экспорт, и, по сути, ликвидацией их сегментов рынка как таковых.

Из-за этого возникла основная проблема: металлургические предприятия, составляющие хребет нашей экономики, оказались обескровлены. Нет спроса на их продукцию, нет и средств на воспроизводство, на зарплаты, налоги и прочее.

Каков же выход из сложившегося положения? Мы убеждены, что в этой ситуации, скажу откровенно, при полнейшем непрофессионализме нынешнего правительства, выйти из кризиса невозможно. Там, в правительстве Тимошенко, идут какие-то судорожные телодвижения, подписываются какие-то меморандумы, но, во-первых, нет согласия между президентом и премьер-министром и, соответственно, между Нацбанком и правительством, нет единой экономической политики, идут постоянные взаимные обвинения, а согласованная линия на преодоление кризиса не наблюдается. Выйти из сложнейшего положения можно только объединив усилия, выработав единые правила, точно акцентированные меры, которым будут следовать все…

Мы видим, что стране необходимы изменения в структурах власти, чтобы она смогла выйти из кризиса. Это, в первую очередь, увольнение премьер-министра, потому что с таким подходом к решению экономических проблем, имя которому – социальный популизм, выйти из столь сложной ситуации не удастся.

- А в чем сложность ситуации конкретно для Украины?

- Прежде всего, в резком падении темпов промышленного производства в металлургии – примерно на 30% - и в химической промышленности – на 25% в месяц. Соответственно, наблюдаем падение всего экономического производства в стране. У нас в октябре выпущено продукции примерно на 3% меньше по сравнению с сентябрем. В ноябре, к сожалению, такая тенденция сохраняется и даже увеличивается. Это тянет за собой снижение налоговых поступлений в казну: у нас за 12 дней ноября из 12 миллиардов гривен плановых поступлений собрали лишь 800 миллионов. Соответственно, не будут наполнены бюджетные фонды. По отдельным городам дефицит бюджета уже доходит до 10-12% – а это отсутствие платежей в бюджетной сфере (учителям, врачам),за  коммунальные услуги… Если тенденция будет сохраняться, это приведет к остановке производства, что грозит людям отправкой в неоплачиваемые отпуска. Даже по официальным данным Министерства социальной политики и труда (хотя их сложно назвать объективными), количество безработных в стране достигло примерно полутора миллиона. Как видите, довольно угрожающие показатели - они свидетельствуют о том, что нас вплотную затронул мировой финансово-экономический кризис.

- Есть ли хотя бы какие-то предпосылки для того, чтобы переломить ситуацию?

- Безусловно, есть. Прежде всего, нужно посмотреть, каким образом борются с таким кризисом наши соседи. Есть очень много рецептов с учетом особенностей экономики каждой страны, и, в принципе, с этим кризисом можно справиться. Во всяком случае, можно резко ослабить его влияние на экономику, на общество в целом. Но, в первую очередь, надо понимать, кто это будет делать. Мы, оппозиционная Партия регионов, абсолютно убеждены, что с низким профессиональным уровнем сегодняшнего правительства они этого не сделают. А из-за конфликта между президентом и премьером ситуация будет усугубляться. Вместо конкретной работы по борьбе с кризисом мы видим идеологизированные действия, направленные не в ту сторону. Вот пример: мы отмечаем годовщину Голодомора. Понятно, что это – страшная трагедия, что память должна жить, и жить, в первую очередь, в сердцах людей. Но страна потратила около 700 миллионов на строительство памятника в момент, когда на Украине бушует кризис, закрываются предприятия и людям становится просто нечего есть… Для нас очевидно, что нынешняя власть не способна выделить приоритеты сконцентрироваться на решении насущных проблем общества. Власть, образно выражаясь, ставит впереди поезда не локомотив экономики, а старую идеологическую телегу. При таком подходе страну не спасти!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала