Под громкие споры о том, сколько лет лучше для российского президента: четыре или шесть, из поля зрения выпало, на мой взгляд, самое главное - эти годы нами будут править или управлять? Между тем, это куда более важный вопрос, затрагивающий всю нашу политическую культуру, управленческую и избирательную систему, состояние умов в обществе сегодня и завтра, стабильность развития страны и, наконец, принципиальную возможность (или невозможность) для России осуществить качественный скачок в будущее.
Разница между понятиями «править» и «управлять», полагаю, достаточно ясна. Замечу лишь, что «править» можно не только в эпоху абсолютизма или тоталитаризма. Нередки и примеры авторитарной власти при формально демократической конституции, где написаны самые замечательные слова. Другое дело, что при авторитарном режиме, все эти демократические постулаты мало чего стоят, а правитель лишь играет ими, как жонглер шариками.
Нынешний финансовый кризис куда быстрее, чем это могло бы быть в другой ситуации, показал, что наш государственный механизм, мягко говоря, не идеален. А, строго говоря, что в нем отсутствует немалое число важных шестеренок, в связи с чем механизм и пробуксовывает в самые неподходящие моменты.
Не так давно президент Медведев публично пожаловался на то, что не выполняется важнейший для страны стратегический план, на который Россия сделала свою ставку, то есть, нет никакого продвижения в области инновационных технологий. При этом, подчеркнул президент, не реализуются даже выделенные государством на эти цели средства. То есть, стартер выстрелил, а российский бегун команду «старт» беспечно проигнорировал. Между тем, основные лидеры забега пошли уже на второй круг. Вероятно, ждем, когда подучится Чубайс: согласно недавней информации он снова сел за студенческую парту, чтобы разобраться в том, что же это такое нанотехнологии, которыми ему поручили руководить.
Затем неприятную новость сообщил уже премьер Путин. Банки, которым государство выделило деньги из тех средств, что Минфин тщательно откладывал как раз на черный день и которые должны были пойти на поддержку реального сектора экономики, в банках, как бы это выразиться политкорректно, «слегка задержались». Их никто не украл, просто они прокручиваются, работая на сами банки, в том числе и на зарубежных счетах. На последнем съезде единороссов Путин справедливо назвал эти действия «финансовыми спекуляциями». А учитывая нынешние танталовы муки реального сектора экономики, подобный банковский эгоизм, ей Богу, хуже воровства.
Есть информация, что в государственных структурах готовится предложение о том, чтобы при ЦБ был создан штат «комиссаров», которые и будут следить за передвижениями государственных средств в наших банках. Ну, что тут скажешь? Комиссары «в пыльных шлемах» это, конечно, тоже решение. Но уж очень несовременное. Другими словами, даже не будучи экономистом, понимаешь, что, выделив из своих стратегических запасов огромные средства, власть в то же время почему-то не позаботилась о создании механизма, который бы твердо гарантировал, чтобы деньги до реального сектора экономики реально дошли.
Вот я и говорю, шестеренок явно не хватает. Да и с совестью у нас... В США, скажем, вышел скандал: олигархи от автопрома прилетели просить в Вашингтон матпомощь на шикарных дорогих самолетах. Все, как один, сказали: неприлично. Скажете, ханжество? Возможно, но это ничуть не отменяет того, что у нас самих, сожалению, стало прилично практически все.
Итак, мы имеем серьезный кризис на фоне явно несовершенной государственной машины. Вроде бы самое время бить в колокола, но куда там: все федеральные телеканалы (с чего бы это?) переквалифицировались в психотерапевтов и неустанно повторяют народу: успокойтесь, больной, все хорошо, строгая диета на вашу острую пневмонию действует благотворно.
Знакомо. Удивительно, как это еще никто не догадался показать стране «Лебединое озеро» или «Кубанских казаков». Впрочем, не те, конечно, времена, все это заменяют теперь многочисленные развлекательные шоу. А многие еще возмущались, да на черта такое количество безвкусицы! Чтобы народ не нервничал.
Помогает, правда, не всем. Недавно пришло послание из Магнитогорска. Частично процитирую: «Появись откуда-нибудь наш российский Обама, ему не дадут сделать даже первый шаг из десяти тысяч, необходимых на этом пути. Все под контролем... Я вот живу в Магнитке, тут сейчас на крупнейшем в стране комбинате массово увольняют людей, остальным на 20-50 процентов режут зарплату. И что? Нет даже ни одной газеты, способной на независимое освещение ситуации. Всех «зачистили» еще лет шесть-семь назад. Профсоюз существует, но он карманный. Другой создать никто не даст - всех вступивших выявят и уволят. На территорию ММК даже милицию уже много лет не пускают: все вершит своя служба безопасности».
Товарищ преувеличивает? Не думаю. Во всяком случае, ему я верю больше, чем нашим федеральным каналам. Хотя по поводу Обамы и поспорил бы, у этого парня на ногах тоже пут хватает.
А теперь о том, о чем писал уже многократно, и что к моей радости признал, наконец, Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании к ФС: наша политическая система нуждается в ремонте.
То, что власти начали этот ремонт с увеличения срока президентства, одних повергло в неоправданный восторг, других в неоправданное уныние. Между тем, вопрос этот в нынешних условиях, на мой взгляд, второстепенен: как будто мы не знаем, как можно остаться у власти, не меняя Конституцию. Так причем же тут эти два года! Куда важнее, что священную до того корову – нашу политическую систему, решили все-таки побеспокоить.
То, что отчитываться Владимир Владимирович в парламенте будет фактически перед собственной партией также на сегодня второстепенно. Потому что, это не вечно. Главное, что важнейший пункт об отчетности правительства перед Думой появился, наконец, в Основном законе.
То, что меньшинству с барского плеча дадут в будущем парламенте пока всего лишь 1-2 места также второстепенно. Оппозицию, что, устроило бы 3-4? Главное - власть признала, наконец, что существует меньшинство, которое также имеет право голоса.
Конечно, все это еще не демократия, а лишь начало перехода в иное более пристойное состояние. «Царь Борис», называя себя демократом, на самом деле не управлял, а правил Россией. Отсюда и все самодержавные пороки его эпохи: фаворитизм и, как производное от этого феномена, классическое самодурство и казнокрадство фаворитов.
Эпоха Путина и «Единой России» - это переходный период от правления к управлению. Уже Путин очень многое, это следует признать объективно, подкорректировал. Но также верно и то, что в годы его президентства была выстроена и нынешняя система имитационной демократии. Система, которая уже позволяет ставить перед страной амбициозные проекты, но которая еще не позволяет все эти проекты качественно реализовать. Какие бы замечательные слова не звучали с трибуны съезда единороссов.
Почему невозможно? Косвенно на это ответил еще раньше новый президент. Медведев недаром в своем Послании вспомнил известные слова Столыпина: «Сперва гражданин, а потом гражданственность».
Позволю себе продолжить мысль великого реформатора: сперва гражданин, а потом инновационные технологии, поскольку к этому проекту прикладываются не только деньги, но и свободно мыслящий человек, или иначе говоря, настоящий гражданин.
Сперва гражданин, а потом банки, которые будут думать не только о собственных интересах. Сперва гражданин и только потом подлинно свободные СМИ и полная правда о ситуации на Магнитке. И т.д.
Иначе говоря, пока все наши самые замечательные планы упираются в человека, не чувствующего себя в собственной стране полноценным гражданином, которого защищает закон, реальные, а не марионеточные профсоюзы, свободные СМИ, нормальная избирательная система и т.д. - все они непременно застрянут в бюрократической паутине и будут исковерканы коррупцией. Ну, а чтобы этого избежать требуется не косметический, а капитальный ремонт политической системы. Правда, делать это, конечно, лучше с умом, не выбивая сходу все подпорки из под крыши. Подобный метод мы уже проходили. Но делать ремонт надо обязательно.
Нынешний президент - первый управленец в ряду Ельцин-Путин-Медведев. Другое дело, что Дмитрий Анатольевич это кризис-менеджер, столкнувшийся с весьма запущенной и коррумпированной системой управления. К тому же, надо понимать, что ключи от решения множества проблем находятся не в его кармане, а в кармане предшественника, национального лидера, обладающего авторитетом в массах и большинством в Думе.
Уже обозначенные новым президентом приоритеты - борьба с коррупцией, борьба за независимость судебной системы, реформа политической системы - свидетельствуют, что Медведев всю глубину российских проблем понимает. Но вот решить их без помощи Путина практически невозможно. Выскажу гипотезу, что уровень демократизации России на ближайшее будущее (послезавтра может сложиться и иная ситуация) в решающей степени будет зависеть от уровня демократизации лично Владимира Владимировича Путина. Предполагаю, что инициативы, предложенные Медведевым в Послании по совершенствованию политической системы, принадлежат ему, а вот предел этим переменам поставлен национальным лидером.
Впрочем, еще не вечер. Повторюсь, если в нынешнем кризисе и есть нечто позитивное, то только то, что он ярко демонстрирует многие несовершенства нашей управленческой машины, экономической и политической системы. Кстати, неприятные «открытия» уже начались. Кавычки появились потому, что на самом деле многие несовершенства нашей жизни были очевидны очень давно.
Например, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на заседании Госдумы заявила: «Мировой экономический кризис, который только разворачивается, показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая у нас была в предыдущие годы». Если слегка огрубить и упростить ее выводы, это декларация о том, что вечно сидеть на нефтяной игле нельзя и что эпоха «длинных» кредитов подошла к концу. Спрашивается, а кто этого не знал раньше?
Так вот точно также себя исчерпала себя и нынешняя модель политической системы. Поэтому не исключаю, что однажды и сам Владимир Владимирович, как человек умный и умеющий смотреть на вещи реально, заговорит под стать Петру Столыпину. А если связка Медведев - Путин заработает в полную силу, у России действительно появится шанс на прорыв вперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции