Андрей Капустин (Киев), для РИА Новости.
Если бы речь не шла о миллионах людей, которые умерли от искусственно созданного коммунистами голода, то главе украинского государства кое-что можно было бы и простить. Или не обращать внимания на его личное видение, понимание и осмысление конкретного периода истории двадцатого века. Но по определению глава государства (тем более, глава государства, избранный путем демократического голосования) в какой-то мере отражает и позицию тех, кто его избрал. Или думает, что отражает. А это в свою очередь отражается и на тех гражданах Украины, которые по счастью не имеют отношения к властной элите. Но порой выезжают за пределы отечества. И некоторым из них там порой задают разные нелицеприятные вопросы. Ссылаясь преимущественно на то, что озвучивает глава государства. Так что к господину Ющенко тоже есть вопросы. Даже, несмотря на то, что в последнее время на шаги и действия господина Ющенко обращать внимание хочется все меньше и меньше. Поскольку личное здоровье, как известно, вещь более ценная. (Как в том старом анекдоте о бомже. Который в разгар полярной ночи, при минус пятьдесят на улице, где-то под Норильском в шесть часов утра ломился в ларек с требованием продать ему водку. Причем, босиком. И в ответ на вопрос заспанной продавщицы – а не лучше ли ему было бы сперва купить ботинки, ответил: «Дура! Здоровье дороже!»).
Так что вопросы к главе государства остаются. Ну, например. Умеет ли президент Украины пользоваться Интернетом. И, если да, то, на какие сайты, кроме президентского, он заходит. Читает ли он то, что пишут представители «его нации» на форумах. И, если да, то какова его реакция. Т.е. заказанная ли это, по его мнению, клевета, или все-таки vox populi. В смысле глас народа.
А то получается какой-то диалог глухого с немым. Ибо, скажем, в общественном транспорте слышишь о том, что в период кризиса выделение 750 миллионов гривен на строительство мемориала в память о жертвах голодомора в Киеве, это плохо. А президент думает совсем наоборот. Или, например, некоторые пассажиры столичного метро не совсем понимают наезд Ющенко на своего российского коллегу. Который взял и отказался приезжать в Киев на мероприятия по случаю 75 годовщины голодомора. Ну, отказался Медведев.
Ну, не приедет. Что дальше? После 22 ноября, как известно, наступит 23-е. Т.е. пойдет отсчет 76 годовщины. А это уже дата не совсем круглая. Т.е. не привязанная к завышенному уровню помпезности. Куда випов уже можно и не звать. Хотя и с 75-й годовщиной у Ющенко тоже возникло немало проблем. Ведь в Киев отказался приезжать не только президент РФ. А еще и президенты Македонии, Черногории и Азербайджана. В итоге налицо римейк проведения траурных мероприятий по случаю 65-й годовщины трагедии в Бабьем Яру. Когда секретариат президента радостно и гордо трубил о том, что в Киеве ожидаются целых тридцать шесть президентов, четыре короля, три королевы, один великий герцог, семь премьер-министров, три генеральных секретаря, один председатель президиума, один генерал-губернатор и один Папа Римский. Однако явка, как известно, была провальной. Но не потому, что в мире не чтят память о жертвах Холокоста. Причина явно крылась в ином. Скорее всего, в том, что в мире уже очень давно умеют отличать фальшь от искренности. И стараются по возможности не играть на руку чьим-то сиюминутным политическим интересам. Что, собственно, граждане Украины наблюдают на протяжении длинной истории не самых удачных попыток команды Ющенко навязать международному сообществу признание голодомора геноцидом исключительно украинского народа.
Ведь те же ООН или ЮНЕСКО, не отрицая факта преступления коммунистов, убивших голодом миллионы граждан СССР, не выделили отдельно геноцид украинцев. Хотя, с другой стороны, оправдывать собственные ошибки всегда легче за счет других. Как это получается в ситуации с тем же президентом РФ. Который 20 ноября заявил о том, что Украине неплохо бы и вернуть должок за газ. Почти в два с половиной миллиарда долларов. Есть должок или нет, пока досконально неясно. Хотя дыма, как известно, без огня не бывает. Но ведь на повестке дня более серьезные проблемы. Ну, там, внеочередные выборы – пятьсот миллионов гривен. Или тот же мемориал – семьсот пятьдесят миллионов. Или музейный Арсенал и гетманский Батурин… А тут так не ко времени заявление Медведева. К тому же в президентскую спину дышат эти омерзительные курс гривны по отношению к доллару, непонятная цена на российский газ, заложники на судне «Фаина», плюс банковский беспредел, лишивший граждан Украины возможности привычно покупать валюту. Не говоря уже о безрадостных перспективах украинской экономики в свете мирового кризиса.
А еще так не вовремя 75-я годовщина голодомора совпала с четвертой годовщиной оранжевой революции. Объявленной в свое время тем же Ющенко, государственным праздником под названием «День свободы». Что делать с этим чемоданом без ручки вообще неясно. Ну, чистой воды «уловка -22», озвученная в бессмертном романе Джозефа Хеллера. Т.е. такое себе объяснение выхода из критической ситуации, которого на самом деле нет. Поскольку выход изначально не предусмотрен как таковой.
С выходом из штопора у Ющенко действительно проблема. Причем, большая. Даже очень большая. Поскольку на сегодня сложно найти хотя бы одно государство, попавшее под пяту кризиса, которое бы так резвилось, как Украина. Судите сами. Собственных энергетических ресурсов в достаточном количестве нет.
Экономика зависима от экспорта металла и продукции химической промышленности, которые на сегодня в прежних объемах не покупаются. А заодно и от российского газа. Золотовалютные резервы достаточно ограничены. Коррупция – одна из ведущих в мире… Список можно продолжать очень долго. В ответ на эти вызовы страна имеет непрекращающуюся войну президента с премьером. В сочетании со странной отставкой спикера парламента. Без которого, кстати, на сегодня Украина оказалась в таком себе двойном параличе. Ну, что-то типа полностью обездвиженного по болезни человека, которого для подстраховки еще и закутали в смирительную рубашку. Ибо по закону без подписи спикера парламента украинская власть не в состоянии провести в жизнь ни одного знакового документа. В том числе и финансового. Т.е. ни бюджета, ни внеочередных выборов, ни того же погашения долга России. В ответ на этот вызов украинские парламентарии вторую неделю мужественно берут перерыв за перерывом. Поскольку кризис кризисом, а личные интересы прежде всего. А пост спикера для отдельно взятой группы граждан – это вам не кризис.
Это все те же власть, кормушки и распил остатков бюджета. При этом все разговоры о вливании свежей крови в управление страной тоже сродни «уловке-22». Ибо по факту запас резервной политической крови идентичен запасам на станциях переливания крови человеческой. То есть, стабильно критичен. Хотя желание есть. Но парламент в очередной раз уходит «работать в комитетах и округах». Тимошенко заявляет о готовности переформатировать правительство, начиная с себя самой. Ющенко занят голодомором. Население страны мучительно ищет возможность перевести гривну во что-нибудь более конвертируемое и пытается выживать в условиях тотального отключения тепла в квартирах. В итоге индекс доверия государству на предельной скорости уходит за отрицательные показатели.
Не говоря уже о том, что на сегодня ни один из самых проукраинских экспертов не в силах дать хоть какой-нибудь маломальский реальный прогноз относительно будущего страны. Дел, как говорил Давид Гоцман из фильма «Ликвидация», за гланды. Но есть дела. И есть дела. Есть гланды, и есть миндалины. Есть рыба, которая по правилам гниет с головы, которую можно было бы попробовать и заменить. А есть некий представитель ихтиофауны, у которого сей орган отсутствует. Не в том смысле, что животное вообще безголовое. А в том, что состояние распада тела таково, что определить, где голова, а где ноги, крайне проблематично… Поэтому информация о том, что накануне отмечания 75 годовщины голодомора в Киеве ЖЭКи будут разносить по квартирам восковые свечи, которые надлежит зажечь в память о погибших, звучит достаточно символично. Причем, не в том плане, что секретариат президента таким образом заботится об уровне исторической образованности граждан Украины…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции