Рейтинг@Mail.ru
Сотни кабульцев проводят вечер пятницы на кладбище "Тапе-йе Маранджан" - РИА Новости, 21.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сотни кабульцев проводят вечер пятницы на кладбище "Тапе-йе Маранджан"

© РИА Новости / Андрей ГришновСотни кабульцев проводят вечер пятницы на кладбище "Тапе-йе Маранджан"
Сотни кабульцев проводят вечер пятницы на кладбище Тапе-йе Маранджан
Читать ria.ru в
Украшением "Тапе-йе Маранджан", превратившегося в излюбленное место отдыха взрослых и детей, которые запускают тут воздушных змеев, является величественный мавзолей Надир-шаха - отца последнего афганского монарха Захир-Шаха, скончавшегося в 2007 году.

КАБУЛ, 21 ноя - РИА Новости, Андрей Грешнов. Сотни семей жителей афганской столицы традиционно проводят выходной день - пятницу на старейшем городском кладбище "Тапе-йе Маранджан".

Расположенное на вершине живописного зеленого холма - одного из тех, что возвышаются над городом - кладбище более века назад получило имя афганской патриотки Биби Маранджан, которая героически сражалась с захватчиками в годы афганско-британской войны. Именем ее сподвижницы Биби Махру назван один из больших муниципальных районов Кабула и еще один холм.

В наши дни это кладбище в народе называют также Тапе-е Шахидан ("Холм павших борцов").

Украшением "Тапе-йе Маранджан", превратившегося в излюбленное место отдыха взрослых и детей, которые запускают тут воздушных змеев, является величественный мавзолей Надир-шаха - отца последнего афганского монарха Захир-Шаха, скончавшегося в 2007 году.

По распоряжению президента Афганистана Хамида Карзая два года назад началась реставрация этого мавзолея, пострадавшего во время Апрельской революции 1979 года и основательно разрушенного в годы гражданской войны 1990-х.

Рядом с мавзолеем расположилась смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на район "Танк-е Логар", где начинается дорога в соседнюю с Кабулом провинцию Логар, и крепость Бала Хиссар. Здесь по пятницам стоят десятки легковых автомобилей, а взрослые мужчины и старики молча сидят на краю площадки, свесив ноги, и смотрят, как причудливо меняется Кабул в лучах заходящего солнца.

С южной стороны подножья мавзолея расположено старинное кладбище. Еще в 1980 году здесь можно было отыскать склепы и надгробные плиты, датированные 17-м и 18-м веками, рядом с которыми располагались холмики еще более древних захоронений. Тут же на краю обрыва стоит усыпальница Тэла-Хана (Золотого Хана).

По преданию, в 17-м веке в Кабуле жил очень богатый человек, которого в народе прозвали золотым ханом. Он был сказочно богат, но всю свою жизнь посвятил помощи беднякам. Когда он состарился, то сам обеднел и умер почти нищим. Тогда благодарные кабульцы построили на свои средства ему "табут" (усыпальницу), чтобы грядущие поколения помнили о доброте этого человека.

...Сотни детей носятся по могильным холмикам и запускают в небо воздушных змеев. Тут же сидят продавцы бумажных змеев и катушек с леской длиной от километра до пяти. Когда я поинтересовался, зачем такая длинная леска, продавец, не задумываясь, ответил: "Надо, чтобы змей летал высоко". Но ведь на высоте в два километра его уже не видно, вновь возразил я. "Но ведь леска, которую Вы держите в руке, натянута? Значит змей парит в небе", - парировал торговец. С афганской логикой поспорить трудно.

С восточной стороны холма Тапе-йе Маранджан люди начали строить частные дома, вплотную примыкающие к могилам. В Кабуле сегодня 80% населения не имеют собственного жилья, в то время как в 1980-е жилье было почти у всех.

Бывший президент Демократической Республики Афганистан Бабрак Кармаль разрешил строить тогда кабульцам дома на отрогах гор, окружающих город. Но в результате гражданской войны большинство строений были стерты с лица земли, а за почти два десятилетия население города увеличилось более чем втрое. Не дожидаясь разрешений, сейчас люди сами захватывают землю и строят на ней жилье.

Раньше "коммунистическое" правительство ДРА раздавало землю всем желающим бесплатно, реквизируя ее у латифундистов, но большинство населения отказывалось от нее, считая это противоречащим шариату и учению Корана.

Сегодня земля в Кабуле стоит баснословно дорого, и уже никто из простых горожан при всем желании не может ее купить. Вот и селятся люди на кладбищах, и строят там жилье, справедливо полагая, что никакого государственного строительства здесь не вестись не будет.

Рядом с этими частными новостройками, как памятник былых сражений, застыл советский танк Т-54. В свое время его передали афганской армии, а потом, после падения "коммунистического режима", танк перешел в руки моджахедов.

Старый подбитый танк уже никто и никогда отсюда не вывезет - со всех сторон он обстроен хижинами. Его пушка направлена в сторону смотровой площадки, где когда-то обороняющаяся сторона стреляла по нему из гранатометов. На каменном подножье смотровой площадки видны воронки от танковых снарядов. Картина боя, который происходил здесь около 15 лет тому назад, запечатлелась почти вечным художественным полотном под открытым небом. И тут подпись автора не так уж важна. Это коллективный труд "художников-баталистов".

Проголодавшиеся дети взрослые покупают с лотков "булани" - треугольные пирожки с картошкой и оранжевую "фанту". Подкрепившись, они идут гулять среди надгробий.

Вся северная часть кладбища - могилы времени Апрельской революции. По ориентирам нахожу массовое захоронение афганских детей. В 1986-м году моджахеды сбили над Кандагаром гражданский самолет авиакомпании "Ариана" и из Кандагара сюда привезли хоронить 28 детей, родители которых жили в Кабуле. Вот тут стоял президент Кармаль в окружении сотрудников 9-го управления КГБ при Совете министров СССР из отдела физической защиты, здесь произносились пламенные речи о неизбежной победе революции и нерушимой афганско-советской дружбе.

То незабвенное время давно прошло, пронеслось как вихрь, оставив после себя тысячи холмиков, где покоятся те, кто верил в идеалы революции и отдавал за нее свои жизни.

Юго-восточная часть погоста - "вотчина" моджахедов, которые погибли в годы гражданской войны. Тут же захоронены жертвы расстрелов, учиненных боевиками "Талибана" в период их нахождения их у власти. Смотритель мавзолея Надир-шаха рассказал, что в то смутное время каждый день десятки людей ставили перед входом в мавзолей и расстреливали. Тела сваливали в большие ямы на этом самом погосте.

Ничто не меняется в Афганистане веками. Когда-нибудь археологи будущих поколений откопают на этом холме или в районе центральной тюрьмы Пули-Чархи тысячи человеческих останков, датированных примерно одним и тем же временем. И никто уже не разберет, где тут жертвы войн с англичанами, революционного террора, а где останки погибших в годы гражданской войны и битвы с талибами.

Время и ветер сравнивают с землей старые могильные холмики, и на их месте появляются новые...

Солнце садилось за горы, окаймляющие Тапе-йе Маранджан с юго-запада, освещая багровыми лучами заката мавзолей и поле с елочками среди холмиков. Все взрослые афганцы, бросив свои занятия, сгрудились на смотровой площадке, глядя в небо. О чем они думали? Наверное о том, что сами когда-то были детьми и бегали здесь, запуская в облака воздушных змеев. О том, что отняли у них бесчисленные войны, перевороты и революции; о том, что точно знают, где закончится их жизненный путь. И, наверное, о том, что в следующую пятницу они опять приедут сюда и будут смотреть на темно-красное небо и солнце, пытаясь разгадать, когда оно уйдет за горы в последний для них раз.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала