МОСКВА, 21 ноя - РИА Новости. Для иконы любой музей - тюрьма, и "Троица" Андрея Рублева за долгие годы пребывания в Третьяковской галерее заслужила хотя бы трехдневный отпуск домой - в Троице-Сергиеву лавру, сказал РИА Новости руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя разгоревшийся вокруг иконы скандал.
По его словам, в сентябре патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в лавру для поклонения верующих. Затем патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки.
"Патриарх попросил икону всего на три дня - на праздник Троицы ( в 2009 году он будет отмечаться 7 июня - ред). Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму", - сказал Вигилянский.
Весь скандал, отметил он, начался с того, что некоторые из корпорации музейных работников "возмутились самой идеей просьбы".
"В ответ на это возмущение - кроме возмущения ничего не может быть. Кто такие музейные работники сегодня - они хранители краденого. Конечно, они в этом не виноваты, это исторические обстоятельства, законы узаконили хранение краденого. Но надо иметь хоть малую долю нравственного отношения к этому", - призвал священник.
Он напомнил, что Рублев писал "Троицу" не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Разгоревшийся вокруг временного переноса святыни в родную обитель конфликт, по словам Вигилянского, поднял очень серьезную проблему. В Третьяковской галерее находится 8 тысяч икон - лучших икон, собранных из церквей, в залах вывешены 100-200. "Значит, тысячи икон находятся в тюрьме, нигде и никогда не выставляются. А я точно знаю, что там есть чудотворные иконы. Они в темноте, на железных полозьях, на расстоянии 10 сантиметров смотрят друга на друга. Это самая страшная тюрьма", - сказал собеседник агентства.
"Какое право имеет музей, прикрываясь народом, держать в тюрьме чудотворные иконы?", - добавил Вигилянский.
"Надо искать компромисс взаимоотношений с музеями", - отметил руководитель пресс-службы патриархии. И Третьяковка, по его словам, как раз показывает пример: на протяжении 14 лет предоставляет Донскую икону Божией Матери в день ее праздника, 1 сентября, - для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы.
Вигилянский подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея и никто не хочет, чтобы они пострадали при переносе. "Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований", - убежден представитель РПЦ.
Собеседник агентства особо отметил, что "теперь научились делать ковчеги, где сохраняются необходимые влажность и температура". Церковь, государство и представители музеев, по его словам, могут сесть за стол переговоров и решить, как устроить так, чтобы иконы переносились в этих ковчегах.
Переговоры о предоставлении иконы на три дня в Троице-Сергиеву лавру начались в сентябре. В течение дальнейшего периода проходили заседания с привлечением специалистов и экспертов по древнерусской живописи, где обсуждались возможности бережной транспортировки иконы. Также было проведено обследование Лавры для предотвращения возможных рисков.
В результате в музейном сообществе появились противники самой идеи перемещения "Троицы" за пределы Третьяковки.
Так, в среду в блоге старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна появилось сообщение, критикующее позицию руководства о возможности временной выдачи иконы в Лавру.
В настоящее время за пределами музея экспонируются две иконы из собрания ГТГ - Владимирской Божьей матери в Музее-храме Святителя Николая в Толмачах и Донской Божьей матери в Донском монастыре в дни храмового праздника.