Каргополь – город в России, административный центр Каргопольского муниципального района в Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией.
Каргополь – один из древнейших городов Российского Севера. Когда именно был основан Каргопольский посад, историки ответить затрудняются. Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI‑XII веках. В 1785 году Гаврила Романович Державин, находясь в должности губернатора Олонецкого края (губернским городом являлся Петрозаводск) посетил Каргополь и обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую" (финно‑угорские племена), нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на "чудь" и позволило установить дату вероятного основания Каргополя – 1146 год. Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют.
В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 "царских городов", которые обеспечивали содержание опричнины. Интересен тот факт, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV века.
В 1612‑1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская "Похвальная Грамота". В XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии.
Достопримечательности города
Христорождественский собор (1552‑1562) – древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Место для него выбрано прекрасное: на берегу раздольной Онеги, на центральной площади, которая так и называлась Соборная. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века – монументальность, простоту и выразительность. Изначально собор имел строгую кубическую форму, потом в XVII веке были пристроены северный (Алексия и Филиппа) и южный (Спасский) приделы, а после пожара 1765 года – паперть с запада. После пожара в Христорождественском соборе был также установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Замечательный образец декоративно‑прикладного искусства XVIII века по своей композиции, архитектурным деталям и динамичному резному убору иконостас восходит к лучшим образцам церковного искусства. Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов. Сегодня собор входит в состав Каргопольского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.
Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Как и в некоторых московских храмах XVII века, все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга: ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену художник Игорь Грабарь писал, что она "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон". Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, ‑ все это придает церкви вид какого‑то сказочного дворца.
Церковь Иоанна Предтечи была построена непосредственно перед пожаром в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь Иоанна Предтечи отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера. В 1996 году к 850‑летию города церковь Иоанна Предтечи была передана русской православной церкви. 7 июля 2005 года была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.
Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, – единственная в городе, сохранившая позакомарное покрытие ‑ полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма – закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они, как правило, разными мастерами, и каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле – признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками). Такие строительные детали можно увидеть и на других храмах города.
Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году с колокольней 1844 года – единственный действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск Александра I в августе 1819 года. Церковь Зосимы и Савватия – последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле. Пространственная композиция здания проста ‑ это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма – это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Сегодня здесь находится филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.
Особенность церквей города Каргополь в том, что все они белого цвета.
Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется и сегодня.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников