Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Председатель ЦБ Сергей Игнатьев и министр финансов Алексей Кудрин 19 ноября, наконец, заглянули на «парламентский час» в Госдуму, куда их давно звали с отчетом об управлении Международными резервами России. Но сейчас куда большую актуальность приобрел финансовый и экономический кризис, в который все глубже погружается Россия. В ходе своих выступлений в Госдуме руководители ЦБ и Минфина, по сути, давали ответ, в состоянии ли они с ним справится.
Что будет с резервами и курсом
Некоторое время назад для многих депутатов российского парламента, а с их легкой руки и для всех россиян, большим откровением стал тот факт, что Международные резервы Минфина и Центробанка размещены за границей. Вопрос, разумно ли это, в буквальном смысле слова всколыхнул всю страну. Правда, с тех пор только ленивый не разобрался, что по иному национальные резервы, если вдуматься в истинный смысл этого слова, хранить, собственно, нельзя. Размещены же они в основном в самые надежные зарубежные ценные бумаги и банки.
Глава ЦБ Сергей Игнатьев успокоил депутатов, что после того, как в мире разразился финансовый кризис, эпицентром которого стали США, стратегия вложения наших Международных резервов стала еще более консервативной: в их структуре заметно снизилась доля долларовых активов, в том числе облигаций американских государственных ипотечных агентств; зато увеличилась доля евро и европейских госбумаг. Беда одна: из-за финансового кризиса за три последних месяца Международные резервы резко упали: с августовского пика $597,5 млрд до $453,5 млрд (на середину ноября), т.е. на $144 млрд, или 24%.
По словам Игнатьева, только за сентябрь-октябрь резервы усохли на $97,6 млрд. Причем больше половины из этой суммы – $57,5 млрд – пришлось потратить на поддержку курса рубля . Остальное снижение вызвано колебаниями валютных курсов и помощью отечественной банковской системе.
Игнатьев в очередной раз не стал распространяться о планах ЦБ в отношении будущего курса рубля: будет ли Банк России поддерживать его на нынешнем уровне, чтобы сберечь наши доходы, или будет плавно понижать, чтобы не растрачивать Международные резервы. А это сильно нервирует граждан: в условиях неопределенности они активно снимают вклады для обмена на наличную валюту, нанося, таким образом, удар по банковской системе.
Но, судя по тому, что говорилось на «парламентском часе», экономические власти страны собираются использовать резервы, направляя их в банковскую систему и реальный сектор, а не зацикливаться на поддержании твердого курса рубля. Так, Игнатьев заявил, что ЦБ уже пообещал крупнейшим 250 банкам компенсировать возможные потери при межбанковском кредитовании. Причем список банков-получателей этой помощи будет расширен.
Как сказал Кудрин, для увеличения поддержки субъектов Федерации в следующем году в размере 200-400 млрд рублей могут быть задействовать средства, накопленные в Резервном фонде (составной части Международных резервов), в котором сейчас накоплено $134,6 млрд, или 3,57 трлн рублей. Всего же из Резервного фонда в 2009 году правительство может зачерпнуть 500 млрд рублей. А может и больше, поразмыслив, добавил министр. Исходя из одному ему понятных рассуждений, Кудрин заключил, что даже если Резервный фонд не будет пополняться (за счет высоких цен на нефть), его запасов хватит на срок от 7 до 20 лет.
Инфляция и ставки
Председатель ЦБ Игнатьев поделился другой цифрой: инфляция в стране за последние 12 месяцев – 13-14%. Это означает, что неоднократно пересматривавшийся в сторону повышения прогноз по инфляции в 2008 году будет наверняка существенно превышен. (Последний официальный правительственный прогноз на этот год – 11,8% был досрочно выполнен 10 ноября.) Отсюда еще одна проблема – процентные ставки комбанков, которые по определению не могут быть ниже инфляции, будут высокими.
Правда, Игнатьев нашел в этом позитив. При помощи высоких ставок, которые, видимо, распространятся не только на кредиты, но и на депозиты, он надеется остановить отток капитала из страны и банковской системы. ЦБ уже внес свой вклад в этот процесс, повысив свою ставку рефинансирования с 12 ноября на 1% до 12%, чем серьезно ухудшил условия кредитования в России.
Как будто не послушав выступления Игнатьева, Кудрин заявил, в 2009 году власти уложатся в запланированный показатель инфляции – 8%. Каким образом? Министр, с одной стороны, поддержал введение торговых барьеров для защиты некоторых отраслей от дешевого импорта, а, с другой сделал сенсационное заявление, что «цены падают на все».
Поразил экономистов Кудрин еще одним высказыванием. По его утверждению, нынешняя ставка ЦБ в 12% может быть снижена во второй половине 2009 года после преодоления кризиса ликвидности, другими словами, - недостатка денег. Как Кудрин с Игнатьевым собираются его преодолевать, повысив ставку и сделав кредиты еще более недоступными, остается загадкой.
Где же выход из кризиса
В общем и целом пара Игнатьев-Кудрин на «парламентском часе» предстала в образе «пожарной команды», бросающейся тушить возгорающееся то здесь, то там пламя финансового кризиса.
На их фоне гораздо эффектнее выглядел стратег, представивший долгосрочное системное решение проблемы. В таком качестве на «парламентском часе» выступила министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
Из ее выступления следовало, что для полноценного выхода из кризиса России нужно двигаться в направлении построения новой модели экономики, так как мировой экономический кризис показал исчерпанность той модели российской экономики, благодаря которой она столь бурно росла в последние годы. Приведшая к кризису модель строилась на высоких ценах на нефть и на доступности дешевых длинных денег для российских банков и предприятий за границей. Но в результате экономика России развивалась крайне однобоко. Страна стала зависеть от экспорта всего нескольких сырьевых секторов экономики. При этом отечественный финансовый сектор развивался плохо.
Судя по выступлению Набиуллиной, для выхода из кризиса экономике России надо адаптироваться к снижению экспортных доходов; искать собственные ресурсы, в том числе экономя на издержках; пересмотреть необоснованные затратные проекты в сырьевых отраслях; повышать производительность труда в обрабатывающей промышленности, которая должна в перспективе стать локомотивом новой экономики.
Что же в будет в 2009-м
Во вторник 18 ноября Всемирный банк опубликовал очередной доклад по России. Изучив влияние мирового кризиса на экономику России и адекватность ответных мер на него со стороны отечественных экономических властей, ВБ понизил прогноз по росту российского ВВП РФ до 6% с 6,8% по итогам 2008 года и до 3% с 6,5% - в 2009 году. В последнем квартале 2008 года, по оценке банка, темпы экономического роста в России могут вообще замедлиться до 2%.
Кроме того, Всемирный банк ожидает роста безработицы в России к концу года - до 5,9% с 5,3% за счет сокращения занятости в финансовом секторе, строительстве, торговле и секторе услуг.
Само российское правительство в текущем году планировало рост ВВП на уровне 7,8%, но согласно последним заявлениям, он будет на уровне 7-7,3%. Официальный прогноз на будущий год еще не озвучен. Но он, скорее всего, будет близок к оценке ВБ. В кулуарах правительства говорят даже о 2-процентном росте в 2009 году.
Но не мы единственные будем близки к застою в следующем году, так как кризис – всемирный. Темпы роста всей мировой экономики в 2009-м, по оценке ВБ, составят всего лишь 0,93%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции