Надежда Зубкова, департамент налогового консультирования «Грант Торнтон», специально для РИА Новости.
Премьер-министр Владимир Путин предлагает снизить ставку налога на прибыль. Впервые в истории Налогового кодекса, принятого кабинетом Сергея Кириенко летом 1998 года, между внесением поправок и их фактическим вступлением в силу пройдет меньше недели. С одной стороны - это хорошая новость, ведь поправки касаются снижения налогового бремени в условиях финансового кризиса, когда любое послабление для бизнеса как нельзя кстати. Цена вопроса, по словам премьера, составит 500 млрд рублей – эта сумма «останется и будет работать в экономике». Плохая новость для бизнеса заключается в том, что за оперативный и щедрый «подарок» компаниям придется расплачиваться, пусть и не сразу. Протянув «руку помощи», правительство рассчитывает с лихвой компенсировать эти средства уже через год за счет повышения налогового бремени и ужесточения налогового администрирования.
Итак, как заявил на съезде «Единой России» премьер-министр Владимир Путин, налог на прибыль снизится на 4% за счет федеральной части налога. Сейчас ставка налога на прибыль составляет 24%, из них 6,5% уходят в федеральный бюджет. Фактически «федеральная» часть налога уменьшится до 2,5%. Региональным властям будет позволено «играть» со ставкой и предоставлять (правда, по словам премьера, пока только малым предприятиям) льготы в виде снижения ставки налога на прибыль на 10 процентных пунктов. До сих пор регионам позволялось снижать налог на прибыль только на 4 пункта, и для этого требовались серьезные основания. Компания, которой позволялись такие послабления, должна была инвестировать в местную экономику внушительные средства.
При этом налог будет рассчитываться из фактической прибыли предприятия. «Бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства, а региональным бюджетам – возмещать излишне полученные деньги в начале года», - объяснил решение правительства Владимир Путин. По словам премьера, цена вопроса – 400 млрд рублей, которые останутся в экономике. В первую очередь, эти нововведения окажутся полезными для предприятий реального сектора экономики, которые таким образом увеличат оборотные средства. Нововведения должны вступить в силу уже 28 ноября, в день, когда российские компании должны перечислить очередную треть платежа по налогу на прибыль авансом за 4 квартал.
Кроме этого, с 1 января 2009 года будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%, напомнил премьер-министр. Для компаний обе эти поправки – крайне полезны. Например, что касается порядка начисления НДС по авансовым платежам, то на сегодняшний день многим компаниям приходится сталкиваться с «зависанием» ощутимых сумм НДС в бюджете. Происходит это следующим образом: компания, получившая аванс, платит с него НДС в бюджет, но компания, которая его перечислила (клиент) взять в зачет эту сумму не может, пока не реализованы услуги или не произошло поставки товаров. В результате НДС остается в бюджете на срок от выдачи аванса до сдачи работ, услуг (поставки товаров). Увеличение амортизационной премии также пойдет на пользу компаниям – по расчетам Минфина, это позволит им «сэкономить» 100 млрд рублей.
Впрочем, не стоит забывать, что срок действия ослабления налоговой нагрузки рассчитан ровно на год. С 1 января 2010 года правительство запланировало фактическое повышение ЕСН (точнее, его аналога, который будет состоять из страховых взносов) с 26 до 34%.
И здесь стоит напомнить, что налог на прибыль дает компаниям простор для маневров: ведь прибыль зависит от многих условий, и ее отсутствия, особенно в текущей экономической ситуации, не так сложно добиться. Отсутствие прибыли означает, что налога – тоже нет.
Другое дело – ЕСН. Он выплачивается с фонда оплаты труда, который изменить можно, только нарушив закон и уведя зарплату в тень. Персонал крупных компаний, тех, чьи выплаты по ЕСН существенны для государственной казны, давно уже привык к «белой» зарплате и любую попытку увести зарплату в «тень», скорее всего, воспримет в штыки. Чрезмерное любопытство налоговой в этом случае также гарантировано, поэтому увеличение социального налога не останется незамеченным ни для кого. Налоговая нагрузка ощутимо вырастет для всех отраслей, и всех компаний без исключения.
Впрочем, вне зависимости от налоговых ставок прессинг со стороны фискалов компаниям гарантирован. Если в ближайшее время в результате кризиса у многих компаний ухудшатся финансовые результаты, очевидно, что бизнес будет меньше денег отдавать в бюджет в виде налогов. Но план по сбору налогов уже утвержден. Это означает, что суммы, которые бюджет недособерет в виде регулярных налоговых платежей, налоговые органы попытаются забрать в виде надоимок, штрафов и пеней по проверкам. То есть произойдет ужесточение налогового администрирования.
А как показывает практика, практически в любой компании можно найти налоговые риски на значительные суммы. Из-за нечеткостей российского законодательства налоговые органы могут объявить практически любую компанию недобросовестной, а учтенные расходы и вычеты по НДС - необоснованной налоговой выгодой.
Что остается компаниям? С одной стороны, порадоваться тому, что российские власти как никогда четко осознают опасность и готовы идти на серьезные уступки. С другой - провести ревью своих налоговых рисков, чтобы заранее знать свои "проблемные" места и быть готовыми отвечать на претензии налоговых органов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции