20 ноября – юбилей у Алексея Баталова. Любимцу миллионов зрителей, воплотившему в кино множество известных образов, исполняется 80 лет. Гоша из фильма "Москва слезам не верит", Саша из "Дела Румянцева", Борис в картине "Летят журавли" – все эти роли не похожи друг на друга, но одинаково достоверны.
В последнее время Алексея Баталова все реже можно встретить на экране. Он уже давно не снимается в новых фильмах, но преподает во ВГИКе и мечтает "еще бы что-то сделать хорошо".
Пышных торжеств в свою честь Баталов не любит, а потому юбилей решил отметить с дочерью и женой в Болгарии, где у него запланирована встреча со зрителями.
Коллеги Баталова – члены Гильдии актеров кино России и Союза кинематографистов РФ – уже поздравили его с юбилеем в телеграмме. "Мы искренне гордимся, что масштаб вашей личности, многогранность яркого таланта, огромная общественная деятельность являются высшим измерением отечественного кинематографа и истории нашей культуры", - говорится в поздравлении.
Стать актером Алексею Баталову было предначертано самой судьбой. Его родители были актерами МХАТа и первое время после рождения сына жили в небольшой комнатке во дворе театра, где складывали декорации. На этих самых декорациях в буквальном смысле слова и рос будущий актер.
По словам Баталова, ему всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. "Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак, Бродский - я знал этих людей, видел их жизнь...", - вспоминает актер.
Когда Баталов впервые встретил Ахматову, ему было семь лет. В то время поэтесса часто приезжала в Москву и каждый раз останавливалась в доме матери Алексея и ее второго мужа – писателя Виктора Ардова.
"Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было шесть метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, - а она выглядела в этом закутке, как королева...", - говорит актер.
Театр для сына
Когда началась война, Баталов вместе с матерью Ниной Ольшевской был эвакуирован в Татарию - в город Бугульму. Там Ольшевская организовала собственный театр, в котором 14-летний Алексей играл небольшие роли.
"Я не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами. Что я буду в театре - не сомневался никогда. И что во МХАТе - тоже. Но я понимал: или ты актер, или... Театр тоже не может жить без этих людей, не второсортных, а необходимых...", - говорит Баталов.
Вернувшись в Москву, он решил поступать в Школу-студию при МХАТе, но жизнь распорядилась иначе: Баталова призвали в армии, а именно – в труппу Центрального Театра Советской Армии, где актер оставался до 1953 года.
Автомобиль – в подарок от Анны Ахматовой
Уже вернувшись на гражданку, Баталов получил неожиданный подарок от Анны Андреевны Ахматовой: поэтесса в благодарность за гостеприимство родителей Баталова подарила ему деньги, чтобы молодой человек мог "одеться с ног до головы". Но Алексей решил потратить их иначе, купив "Москвич".
Вскоре Баталов поступил в Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко во МХАТе и к моменту ее окончания уже был женат на дочери художника Константина Ротова, с которой был знаком с ранних лет.
Приглашения сняться в кино не заставили себя долго ждать. Режиссер Иосиф Хейфиц разглядел в Баталове актера, "способного на большее", и предложил главную роль рабочего Алексея Журбина в фильме "Большая семья".
"Да, такой был Чехов"
В конце 50-х Алексей Владимирович был занят работой в фильмах своего любимого режиссера Иосифа Хейфица. Он снялся сразу в двух его картинах: "Дорогой мой человек" и "Дама с собачкой". "Если бы не Хейфиц, который дал мне роль Гурова, за что его очень осуждали, то не видать бы мне классических ролей как своих ушей", - говорит Баталов.
Исполнение роли Гурова в "Даме с собачкой" заставило режиссеров и критиков говорить о Баталове как о зрелом и разностороннем актере. Как говорит сам актер, его человеческая судьба похожа на судьбу Гурова. "Но там дело не в прямом сюжете, а в том, что это Чехов. Мне это близко", - добавляет он.
Чтобы выглядеть старше, для этой роли Баталов даже отпустил бороду и стал носить туфли большего размера. Кроме того, актер нашел старика-лодочника, который возил на лодке самого Антона Чехова. Как вспоминает Баталов: "Его нашли, привезли на съемочную площадку. Он сначала обомлел - подумал, что вернулись прежние времена. Я был одет по роли в костюм тех времен. Старик на меня посмотрел и сказал: "Да, такой был Чехов"".
"Летят журавли"
В 1957 году на советские экраны вышла картина "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова. Она стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей в Каннах в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь". Баталов сыграл в ней небольшую по экранному времени роль - Бориса Бороздина, но именно эта роль стала одной из лучших в его биографии.
В то время ходил слух, что Алексей Баталов был влюблен в свою коллегу по съемочной площадке – Татьяну Самойлову. Однако сам актер говорит, что это не больше, чес слухи: "Она молоденькая была, первый раз снималась. Поклонниц у меня каких-то наглых, какие есть сегодня, не было. Меня замечали, подходили. А сплетни ходили всегда. Но это другой разговор. Это такое сопровождение, аккомпанемент".
Дела сердечные…
Алексею Баталову довелось пережить сильную любовную драму за пределами съемочной площадки. В 1954 году он внезапно влюбился в молодую цыганскую танцовщицу Гитану Леонтенко.
К тому моменту актер уже был разведен со своей первой женой. "Развод инициировала она - влюбилась. Но на самом деле отчуждение между нами постепенно так вползало. А потом я увидел в цирке Гитану, свою будущую вторую жену. Мы с ней встречались 10 лет до свадьбы!", - вспоминает актер.
Свадьбе активно мешали родственники девушки, которые считали, что Гитана должна встречаться только с цыганом. Баталову даже открыто пригрозили физической расправой, если он не оставит Гитану. Но со временем все уладилось, и в начале 60-х Баталов и Леонтенко поженились.
Вскоре в молодой семье родилась дочка, которую назвали Марией. В роддоме все любовались новорожденной, но врачи были вынуждены признать, что у девочки неизлечимая болезнь.
Сегодня Маша прикована к инвалидному креслу. Однако, как говорит Алексей Владимирович, она постоянно занята. "Пишет сценарии к фильмам. Ей интересна профессия драматурга. Она - глубокий человек".
"Москва слезам не верит"
До конца 70-х, говоря о Баталове, советские зрители первым делом вспоминали его героя Бориса, сыгранного в фильме "Летят журавли". Все изменилось, когда на экранах появился фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Роль Гоши вновь вовлекла актера в настоящий водоворот зрительской любви.
Стоит отметить, что на эту роль пробовались многие популярные актеры, но ни один из них по-настоящему не устраивал режиссера. Все решил случай: Меньшов посмотрел по телевизору фильм "Дорогой мой человек", в котором роль молодого врача Володи Устименко играл Баталов. Увидев его, режиссер внезапно понял, кому суждено сыграть роль Гоши.
Баталов без промедления принял предложение Меньшова: "Вот Гоша - все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо. Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, - это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет – это второй вопрос, но это интересно делать..."
В результате, вышло даже лучше, чем мог надеяться актер. Когда "Москва слезам не верит" появился на экранах страны в 1980 году, режиссера удостоили высшей награды американской Академии киноискусств - премии "Оскар".
После этого фильма Баталову стали одно за другим приходить предложения сниматься. Однако актер после своей оскароносной работы сыграл лишь в одном фильме – "Скорость" режиссера Дмитрия Светозарова.
Алексею Владимировичу до сих пор присылают сценарии, но он остается непреклонным. "Когда фильмы выходят, я благодарю Бога за то, что отказался. Роли-то бывают хорошими - другое дело, чем они оборачиваются на экране. Это ты, а рядом с тобой стоит нечто, оно может тебя испачкать. Работая с Хейфицем или Роммом, я прекрасно понимал, о чем у нас идет речь. Я знал, что мы работаем не за страх, а за совесть и есть смысл тратить на это жизнь", - говорит Баталов.
Преподаватель, телеведущий, режиссер, писатель…
Сегодня Алексей Баталов много времени проводит со своими учениками во ВГИКе, где пользуется огромным авторитетом.
Одно время он преподавал и за границей. "Когда я шел на первый свой зарубежный мастер-класс, у меня ноги ходуном ходили. Я мало ездил, никогда не интересовался языками – и вдруг попадаю в богатейший университет, настоящее миллионерское место. Но все прошло хорошо: мы ставили Ахматову, и студентам было интересно. Да и меня все это радовало", - говорит актер.
На радио Баталов поставил несколько спектаклей, которые стали классикой жанра – по ним учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. "В моих "Ромео и Джульетте" не было ни одной авторской ремарки. Место действия - парк, площадь, улицу - изображал звук: журчанье воды, воркованье голубей. Во время любовной сцены я положил на актрису ее партнера: голос лежащего человека звучит совсем по- другому".
Свободные дни выпадают у Алексея Владимировича очень редко, но сам он об этом нисколько не сожалеет. "Надо дожить до старости, чтобы понять, как все тонко и взаимосвязано вокруг. Нельзя медлить с помощью, откладывать. Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное. Самое главное совершается всегда на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников