МОСКВА, 18 ноя - РИА Новости, Светлана Янкина. Шхуна "Фрау Мария" с сокровищами для Эрмитажа, затонувшая в 1771 году у берегов Финляндии, будет поднята со дна моря к 2010 году, сообщил на пресс-конференции во вторник президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов.
"Фрау Мария" перевозила ценности для пополнения коллекции Зимнего дворца по заказу императрицы Екатерины II. В октябре 1771 года судно попало в шторм и затонуло у берегов Швеции, в нынешних территориальных водах Финляндии.
"Мы бы хотели сказать, что за два года удастся осуществить все необходимые мероприятия и в 2010 году можно было бы реально увидеть, какие тайны скрывает этот корабль", - сказал он.
Список "Фрау Марии"
В трюме "Фрау Марии" на глубине 41 метр находятся купленные для Екатерины II на аукционе в Амстердаме картины голландских художников, а также фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгметаллов.
"При изучении архивов с целью определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, удалось обнаружить документы об аукционе. Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников 16-17 веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро", - рассказал Тарасов.
Известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу.
"Если остальные картины приобретались за 36-150 гульденов, то триптих Доу был куплен за 15 тысяч гульденов", - пояснил Тарасов.
Специалисты рассчитывают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную степень сохранности полотен. Косвенно об этом свидетельствуют данные об экспедициях для подъема шхуны, которые снаряжала Екатерина II в течение трех лет после ее крушения.
По словам замдиректора Эрмитажа Георгия Вилинбахова, реставраторы музея, хотя прежде и не сталкивались с поднятыми с морского дна предметами, уже прорабатывают вопрос сохранности и спасения груза "Фрау Марии".
"В течение 2009 года мы будем делать наработки по этому вопросу, чтобы мы понимали, с чем можем столкнуться в случае, если вещи будут найдены и будет что реставрировать", - сказал он.
Поднять нельзя оставить
По словам Тарасова, переговоры о подъеме "Фрау Марии" проходили на уровне первых лиц России и Финляндии.
Во вторник впервые на российской территории состоялась международная встреча с участием руководителей фондов "Крейсер "Варяг" и "Спасение национальных культурно-исторических ценностей", специалистов и экспертов из России, Швеции, Финляндии и Нидерландов, по итогам которой были представлены две концепции подъема ценностей на сушу.
Как отметил генеральный директор "Балтспецфлота" Андрей Шпигель, первый вариант предполагает подъем только ценностей, а второй - судна с грузом.
Приоритетным называется именно второй вариант: под корпус хорошо сохранившейся шхуны будут продеты мягкие стропы, и с помощью плавкрана и двух понтонов она будет поднята на поверхность, после чего заведена в док, чтобы, по словам Шпигеля, "можно было спокойно без риска для жизни водолазов достать груз".
В течение 2009 года будут проводиться исследования, в том числе рисков для сложившейся подводной экосистемы.
"Это необходимо, чтобы концепция стала реальным проектом", - сказал директор "Балтспецфлота".
Чье ничье?
Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения - России, Финляндии или еще какой-то стране, остается открытым.
Эксперты, ссылаясь на деликатность ситуации, говорили, что груз "Фрау Марии" - достояние всей Европы, которое нужно представить в виде передвижной экспозиции.
Вместе с тем, специалисты отмечают, что Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои права на груз затонувшей "Фрау Марии".