О деятельности Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН и предстоящих ей переменах в связи с началом работы 35-й специальной сессии Конференции ФАО в интервью РИА Новости рассказал постоянный представитель России при ФАО Алексей Мешков.
- Почему предстоящая сессия Конференции ФАО носит название «специальной». Какие вопросы на ней планируется рассмотреть?
- Не секрет, что ФАО переживает эпоху больших перемен. Годом ранее, когда грянул глобальный продовольственный кризис, государства-члены решили, что Организация не вполне отвечает вызовам современности и нуждается в серьезной перестройке. Тогда было принято политическое решение запустить в ФАО процесс масштабных реформ и провести внеочередную, специальную сессию ее высшего руководящего органа – Конференции, которая по уставу Организации обычно созывается один раз в два года.
Главное назначение специальной сессии - суммировать работу, проведенную государствами-членами по выработке реформенных предложений. Эти предложения включены в «пакетный» документ - Срочный план действий, который участникам сессии предстоит одобрить. Предполагается, что рассчитанный на период 2009-2011 план действий станет своего рода «точкой отсчета» для преобразований в ФАО.
Конференция будет проходить в Риме с 18 по 22 ноября. Сначала на пленарных заседаниях будут рассматриваться вопросы собственно реформы ФАО. Делегации обозначат свои концептуальные подходы к реформе в целом, а также выскажут конкретные соображения применительно к Срочному плану действий. Затем в рамках общеполитической дискуссии 21 ноября государства-члены будут иметь возможность «сверить часы» по актуальной сегодня проблеме продовольственной безопасности, обсудить совместные действия по преодолению продовольственного кризиса, в том числе с учетом негативного воздействия на него мирового финансового кризиса. Наконец, 22 ноября будет принят итоговый доклад Конференции.
- Как шел процесс обсуждения реформенных предложений?
- За 11 месяцев, предшествующих Конференции, государства-члены проделали, без преувеличения, значительный объем работы. Было бы наивно полагать, что реформенная дискуссия протекала гладко. Но сначала несколько слов о том, на какой основе строилось обсуждение. Был учрежден Конференциальный комитет полного состава, куда вошли все страны-участники. Задачей его было проанализировать рекомендации так называемой Группы по проведению независимой внешней оценки, которая в 2007 году провела глубокий анализ деятельности организации. В заключительном докладе «независимых оценщиков» содержалось более 110 обстоятельных рекомендаций, которые в целом довольно убедительно обосновали необходимость осуществления в ФАО кардинальных реформ.
В рамках Конференциального комитета государства-члены создали три рабочие группы, делегировав туда своих представителей - по стратегической деятельности, по реформе руководящих органов ФАО и по реорганизации административно-управленческой структуры секретариата. Обсуждение в формате рабочих групп показало, что, несмотря на всю полезность работы, проделанной независимыми экспертами, государствам-членам есть что сказать по этому поводу. Главное: среди членов ФАО практически сразу возникло взаимопонимание и полное осознание того, что процесс реформы – это коллективная ответственность и отражение их политической воли. Сложилось единое мнение, что миру нужна обновленная организация, которая будет всецело соответствовать уровню возлагаемых на нее задач и своему глобальному мандату, своевременно и гибко реагировать на стремительные изменения, проистекающие в мировом агропромышленном комплексе.
- Чего Россия хотела бы от реформ?
- Полагаю, что ответы большинства государств-членов ФАО на этот вопрос не сильно разнятся. Мы едины с нашими партнерами в том, что у этой римской международной организации уникальный мандат, колоссальная экспертная база - и эти преимущества мы обязаны сохранить. Вместе с тем организация нуждается в серьезной перестройке. Отрадно, что это мнение всецело поддержало руководство секретариата ФАО, активно содействуя реформе на всех этапах переговорного процесса.
В то же время любая реформа является серьезным испытанием, нарушением привычного ритма работы организации. Крайне важно в таком вопросе не наломать дров. Для нас существуют некоторые базовые принципы, на которые реформа должна ориентироваться и которыми мы поступиться не можем. Среди них отмечу главные.
Первое. Россия считает, что реформа ФАО должна проходить в сбалансированном ключе, без резких «забеганий» вперед. Нужно достигать согласия всех, искать общие точки соприкосновения, поскольку ФАО как универсальная межправительственная организация должна действовать в интересах всех ее членов - а их 192. Мы понимаем всю сложность процесса, но в этом и состоит уникальность этой организации. Таким образом, решение вопросов на основе консенсуса – один из принципов реформенного процесса.
Второе. Для нас неприемлемы любые поспешные и необдуманные шаги, связанные с изменениями базовых документов организации, в частности, ее устава. Нужна взвешенная и кропотливая работа – не случайно на подготовку предложений по поправкам в базовые документы уйдет весь следующий год.
Третье. Крайне настороженно относимся мы и к внедрению в ФАО корпоративных методов, поскольку в такого рода специальных организациях системы ООН – и это уже неоднократно подтверждала практика - заимствованные из бизнеса методы и подходы не всегда работают.
Наконец, четвертое. Любые решения должны идти в русле реформенных изменений, проходящих в системе ООН в целом.
Теперь о результатах. В Срочном плане действий удалось согласовать достаточно важные меры, связанные с обновлением стратегической деятельности ФАО, приданием новых импульсов работе ее отраслевых направлений, совершенствованием организационной структуры, финансовой деятельности и отчетности. Эти меры поддержала и Россия.
Наконец, если говорить о руководящих органах ФАО, в состав которых входят государства-члены, то и здесь должны пройти изменения, которые обеспечат полнокровное участие всех регионов и стран в решении наболевших вопросов. В том числе позволят нашей стране активно участвовать в выработке принципиальных решений, связанных с развитием мирового АПК.
Вместе с тем, как мы уже говорили, предстоящая Конференция и утверждаемый на ней Срочный план действий – важная веха и, в то же время, этап на длительном пути, связанном с решением всего комплекса многообразных задач реформенного процесса. Работа предстоит немалая, и Россия готова совместно с другими странами-членами вносить свою лепту.