Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
На саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне 15 ноября лидеры ведущих экономических держав планеты пообещали приложить все усилия, чтобы восстановить рост мировой экономики. С этой целью они предлагают реформировать финансовое регулирование на глобальном уровне. Кроме того, все более очевидным становится, что центр финансовой и экономической мощи сдвигается с Запада на Восток.
G-20 выработала единую декларацию
Главным достижением саммита «большой двадцатки» стало одобрение как наиболее развитыми, так и наиболее стремительно развивающимися странами мира единой декларации с рекомендациями по преодолению мирового финансового кризиса. Причем, в апреле 2009 года G-20 вновь соберется на высшем уровне, на этот раз, по всей видимости – в Лондоне, чтобы обсудить, как идет реализация ее предложений.
Это явный признак того, что именно такой орган, как G-20, а не более узкие организации - G7 или G8, будут играть основную роль в международных отношениях в ходе преодоления мирового финансового кризиса, а, возможно, и после него. Очевидным становится, что в результате кризиса больший вес в международных финансовых организациях – МВФ и Всемирном банке – приобретут Китай, Индия, Россия, а также богатые страны Персидского залива. Относительным успехом мировой дипломатии, можно считать отсутствие в итоговой декларации прямых обвинений в адрес США в разразившемся кризисе.
Зато в ней по полной досталось неразумным инвесторам, которые стремились лишь к огромным прибылям и неадекватно оценивали риски. Авторы декларации прошлись и по неким неназванным регулирующим органам в ряде развитых стран, которые эти риски проглядели или не боролись с ними, как надо.
За банками и бумагами – особый надзор
Так, что же конструктивного предлагает G-20 для преодоления кризиса? В первую очередь, это усиление надзора и контроля за банками и финансовыми рынками. Мысль проста: в условиях, когда финансовые рынки стали глобальными, а многие банки – мировыми, национальные регуляторы не в состоянии осуществлять над ними должного контроля. Поэтому предлагается создать из банковских регуляторов разных стран некие «надзорные коллегии», которые бы наблюдали за деятельностью международных банков.
Помимо этого, что-то надо делать с рынком сложнопостроенных ценных бумаги, или деривативов, потому что этот рынок приобрел все признаки никем не регулируемой финансовой пирамиды. Раньше деривативом называли ценную бумагу, выпущенную на основную ценную бумагу. Сейчас же этот рынок развился настолько, что можно выпускать «бумажку» на «бумажку», выпушенную на основную «бумажку». Яркий пример – рухнувший летом 2007 в США рынок высокорисковых закладных на недвижимость «subprime», с которого и начался кредитный кризис.
Проблема в том, что в последнее время огромное количество таких сложнопостроенных бумаг было выпущено на кредитном рынке, где они не попадали ни под какое регулирование. В пятницу 14 ноября американские регуляторы объявили, что до конца года создадут расчетную палату, которая будет учитывать операции на этом рынке. Аналогичные меры собираются предпринять и в Европе.
Кроме того, и в США, и Евросоюзе намерены ужесточить надзор за рейтинговыми агентствами, которые выставляют свои оценки, в том числе, и по сложнопостроенным ценным бумагам.
Что делать со «свободой торговли»?
Любопытно, что в условиях кризиса участники саммита G-20 призвали отказаться от протекционизма, и в течение 12 месяцев не вводить торговые барьеры и прочие экспортные и инвестиционные ограничения. По идее, это правильно, потому что подобные меры рушат мирохозяйственные торговые связи и лишь усугубляют мировой кризис.
Но вряд национальные правительства откажутся от соблазна защитить отечественного производителя. Во многих странах Азии протекционизм является краеугольным камнем экономической политики. США, когда им выгодно, любят разглагольствовать о незыблемости принципов свободной торговли, но на практике в условиях угрозы американским компаниями со стороны иностранных конкурентов прибегают к явно протекционистским мерам.
Пример недавних протекционистских мер со стороны российских властей – повышение пошлины на ввоз в Россию иномарок старше одного года. А из Минсельхоза мы постоянно слышим призывы к некоей «продовольственной безопасности» страны, что может привести только к новым барьерам на импорт продовольствия.
Проблема состоит еще и в том, что предложения о создании наднациональных мировых финансовых регуляторов – тоже противоречат идее свободного рынка.
Президент США Джордж Буш, которому, правда, осталось править своей страной всего два месяца, хотя и подписался под итоговой декларацией, стразу же заявил, что только принципы свободного рынка приведут к экономическому росту.
В результате министрам финансов G-20 дали задание: до 31 марта представить планы по осуществлению предложений лидеров «большой двадцатки». Эти планы и обсудят на новом саммите G-20 в апреле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции