Вера Политковская, обозреватель РИА Новости.
В 2009 году почти все государственные фильмофонды России будут переданы киноархиву «Союзмультфильма». Смыслом этой действительно масштабной акции является централизация всего российского фильмофонда в одном месте, в одних руках. В руках государства. «Объединенная государственная киноколлекция», а именно так назовут фонд, будет распоряжаться художественными, документальными и мультипликационными фильмами, общей численностью более 7 тысяч наименований. Полученные материалы пройдут своеобразную «предпродажную подготовку» - будут отреставрированы, оцифрованы и сложены стопочками по порядку.
Единственная киностудия, чей фильмофонд не будет передан в общую копилку это «Мосфильм». Как оказалось, государственные деятели вполне доверяют этой организации, которая в сравнении с остальными российскими кинофондами, имеет вполне приличный доход – 5-6 миллионов долларов ежегодно.
Планируется, что вновь созданная коллекция кино будет приносить государству гораздо больше. Так считает ее будущий руководитель, а ныне директор фильмофонда киностудии «Союзмультфильм» Василий Шильников.
Государство и великая культура
Понять, как отечество заботится о культуре, можно прогулявшись по некоторым не столь отдаленным от Красной площади культурным центрам. Один из них, производящий шокирующее впечатление даже издалека – Московский Дом кино союза кинематографистов России. Конечно, появившиеся не так давно в этом здании кафе облагородили его грозный вид, но, зайдя внутрь, особенно в технические помещения кажется, что попадаешь в разваливающийся на глазах механизм, и вот-вот на голову свалится кусок арматуры с потолка.
В звукоаппаратной центра российского кино на ламповый усилитель, который несколько раз горел, направлен обычный вентилятор, чтобы он не загорелся вновь. Стоит себе на табуретке рядом и охлаждает. Подниматься туда работники предпочитают пешком (находится звукоаппаратная между 4 и 5 этажами), в связи с тем, что единственный в здании лифт, ломается ровно через день, а порой и каждый день. В кино-видеоаппаратной примерно та же картина, хотя трудящимся там приходится все-таки легче – они находятся на этаж ниже звукорежиссерской рубки.
Тут надо не забывать, что по мере удаления от центра страны, условия, в которых работают носители «великой русской культуры», все более удаляются от тех, которые прописаны в трудовом законодательстве РФ.
Тем не менее, при таком количестве организаций культуры, которым срочно требуются государственные деньги, не то что на развитие, а на выживание, - на фоне такой красочной картины «процветания» российской культуры, кому-то срочно требуется запустить новый госпроект? А зачем?
Откуда берутся средства
Вопрос, который возникает, в связи с планирующимся перемещением архивов напрашивается сразу. Откуда у фильмофонда «Союзмультфильма» возьмутся средства на столь масштабный проект, как реставрация и оцифровка такого количества материалов? Тем более, что сам по себе процесс реставрации и оцифровки занимает очень длительный период времени и рассчитывать, что проект быстро начнет приносить прибыль просто невозможно. Очевидно, что только большие денежные вливания со стороны государства смогут сдвинуть этот проект с мертвой точки. Но откуда - не из стабфонда же?
Тут важно не забывать, что неотреставрированные, но перемещенные в одно место ленты вряд ли станут более востребованы, чем когда они лежали по «разным полкам». От перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется.
А смысл?
Самая главная функция, возложенная на киноколлекцию — контроль над использованием кинофонда и распространением прав на показ, считает Василий Шильников. Понятно, контроль. Понятно, доход. Но если государство решило озаботиться сохранностью отечественного наследия кино, зачем осуществлять перевод в одно место всех архивов государственных кинокомпаний, когда в стране уже существует Госфильмофонд России, который насчитывает в своей коллекции около 60 тысяч картин, созданных и собранных со всей территории бывшего Советского Союза? Не умнее ли направить туда дополнительные средства и получить тот же результат?
Технология реставрации кино чаще всего подразумевает копирование с носителя, взятого именно из Госфильмофонда, а не с лент, хранящихся на киностудиях. Госфильмофонд практически единственное место в стране, где созданы специальные условия, в которых должны храниться киноленты. Копии, хранящиеся там, и являются теми исходниками, с которых возможна реставрация или оцифровка кинопродукции.
Иначе говоря, «Объединенная государственная киноколлекция», которая будет создана на базе «Союзмультфильма» не сможет сделать ничего из заявленного без помощи Госфильмофонда России, который, собственно, и является самым главных архивом отечественного кино в стране.
Но в 2009 году их станет два!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции