МОСКВА, 17 ноя - РИА Новости. Матрос российской АПЛ, на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, подозревается в том, что неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке, пишет в понедельник газета "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к следствию.
Несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения произошло во время заводских ходовых испытаний в Японском море на подлодке, изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России. От отравления фреоном погибли трое военных и 17 гражданских.
"Получено экспертное подтверждение того, что система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) на подводной лодке была запущена в действие вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго, жилого отсека АПЛ. Расшифровка информации блока "Ротор" (аналог авиационных "черных ящиков") показала, что была проведена калибровка датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке. В один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, на что система пожаротушения соответствующим образом и отреагировала", - пишет издание.
По его данным, в совершении несанкционированных операций подозревают матроса-контрактника Дмитрия Гробова, который во время ЧП стоял на вахте, а 13 ноября был задержан. Код доступа к пульту управления был написан там же карандашом, сообщает газета.
Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования.
Бывшие подводники сомневаются в версии следствия о единоличной ответственности матроса. "Святое правило подводников: не знаешь - не трогай. Опытный матрос-контрактник не мог его не знать", - сказал "Коммерсанту" капитан первого ранга запаса Тарас Москаленко, командовавший АПЛ 675-го проекта.
Капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ проектов 675 и 667Б, считает, что матрос мог выполнять приказ кого-то из командиров, отмечает издание.
"Маловероятно, чтобы вахтенный матрос мог действовать совершенно самостоятельно. Вероятно, ему дали команду провести калибровку приборов. Однако сам матрос ошибся, а его действия никто не проконтролировал", - предположил Марковцев.