МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. Советский многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) "Буран", созданный в рамках программы "Энергия-Буран", первый и единственный раз стартовал 20 лет назад с космодрома Байконур.
Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики Академии наук СССР и НПО "Энергия" (сейчас РКК "Энергия") в 1971-1975 годах. По итогам исследований выяснилось, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.
Работа по программе "Энергия-Буран" началась в 1976 году. В создании этой системы принимали участие 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 миллиона человек).
Ракету-носитель "Энергия" создавало НПО "Энергия", а на Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Для выполнения этой задачи на базе трех конструкторских бюро - КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод - было образовано специализированное предприятие - НПО "Молния", ставшее головным разработчиком планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО "Молния" из ОКБ А.И. Микояна и ОКБ "Радуга" были переведены основные специалисты, ранее работавшие по проекту создания многоразовой авиационно-космической системы "Спираль". Созданное НПО "Молния" возглавил опытнейший конструктор Глеб Лозино-Лозинский, который в 1960-е годы также работал над проектом "Спираль".
ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ "БУРАНА"
Группа летчиков-испытателей для участия в проекте "Буран" начала формироваться в 1977 году при Летно-исследовательском институте (ЛИИ) имени Громова (город Жуковский, Московская область), первоначально в нее планировалось зачислить восемь человек. Еще до сформирования группы двое кандидатов погибли - Виктор Букреев умер 22 мая 1977 года от ожогов, полученных 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Лысенко погиб 3 июня 1977 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23УБ.
В итоге в первую группу 12 июля 1977 года было зачислено шесть человек - Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Николай Садовников, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин.
Николай Садовников в конце 1977 года перешел из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 года командиром отряда летчиков-испытателей номер 1 комплекса "А", готовившегося к полетам на "Буране", был назначен Игорь Волк (будущий космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР).
Отряд космонавтов-испытателей проекта "Буран" был официально создан 10 августа 1981 года, его командиром был также назначен Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины.
По непроверенным сведениям, в ходе испытаний "Бурана" погибла половина летчиков из отряда, готовившегося к полетам на этом корабле. Отчасти это верно, однако, эти трагические события были связаны с другими программами.
Олег Кононенко погиб 8 сентября 1980 года при испытаниях палубного штурмовика Як-38, Анатолий Левченко умер 6 августа 1988 года от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жесткой посадки спускаемого аппарата "Союз ТМ-3", Римантас Станкявичус погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италии, Александр Щукин погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М.
Во второй набор летчиков-испытателей "Бурана" (1982-1985 годы), когда подготовка по проекту была наиболее интенсивной, кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова были зачислены: Урал Султанов, Магомед Толбоев, Виктор Заболотский, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер. 5 июня 1987 года решением межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
Наконец, в последний набор летчиков (1988 год) был зачислен летчик-испытатель ЛИИ имени Громова Юрий Приходько. В 1990 году он был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ.
В 1995 году, уже после полета "Бурана", государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала ЛИИ имени Громова рассмотреть целесообразность сохранения специального отряда космонавтов, в котором на тот момент оставалось пять человек, но руководство института и члены отряда сохраняли надежду на продолжение работы. Официально отряд космонавтов ЛИИ прекратил свое существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году программу "Буран". Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе побывали лишь двое - Игорь Волк и Анатолий Левченко.
Игорь Волк в ходе испытаний проекта "Буран" выполнил тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полета МТКК "Буран" (совместно с Римантасом Станкявичусом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полет "Бурана" был совершен в автоматическом режиме. Но огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полета принадлежит Волку и его товарищам по отряду ЛИИ имени Громова.
ПОЛЕТ "БУРАНА"
Задачей первого полета МТКК "Энергия-Буран" были продолжение летной отработки ракеты-носителя "Энергия" и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК "Буран" на наиболее напряженных участках полета (выведение и спуск с орбиты) с минимальной длительностью орбитального участка.
Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК "Буран" был определен как беспилотный, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по взлетно-посадочной полосе.
В день запуска - 15 ноября 1988 года - погодные условия на космодроме Байконур ухудшились. Председатель госкомиссии получил очередной доклад метеорологической службы с прогнозом "штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях.
Корабль "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов госкомиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. В итоге решение на запуск было принято.
15 ноября 1988 года в 06.00 мск МТКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В 06.08 мск корабль "Буран" отделился от ракеты-носителя "Энергия" и начал первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляла около 150 километров и довыведение корабля на орбиту выполнялось собственными средствами.
Еще когда корабль "Буран" находился на высоте около семи километров, на сближение с ним вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пилотируемый летчиком-испытателем Магомедом Толбоевым. Благодаря искусству пилота, на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение "Бурана".
В 09.24 мск после выполнения орбитального полета и прохождения почти восьми тысяч километров в верхних слоях атмосферы, опережая всего на одну секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 09.25 мск замер в ее центре.
Общее время полета составило 206 минут. Корабль был выведен на орбиту с максимальной высотой 263 километра. Таким образом, в СССР была создана система, не уступающая, а по многим параметрам превосходящая американскую систему "Спейс Шаттл". В частности, полет прошел без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от шаттла, который может совершать посадку только на ручном управлении. Кроме того, впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка аппарата.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ "БУРАН" И РАКЕТЫ "ЭНЕРГИЯ"
Длина "Бурана" - 36,4 метра, размах крыльев - около 24 метров, стартовая масса - 105 тонн. Грузовой отсек корабля вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлете, до 20 тонн при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до десяти человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки.
При разработке программного обеспечения для космического корабля "Буран" и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объемом около 100 мегабайт. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение.
Ракета-носитель "Энергия" - первая советская ракета, использующая криогенное горючее (водород) на маршевой ступени, и самая мощная из отечественных ракет - суммарная мощность двигателей около 170 миллионов лошадиных сил. Кроме того, это единственная на тот момент в мире ракета, которая была способна выводить на орбиту грузы массой более 100 тонн (для сравнения - американские шаттлы могли выводить грузы массой 30 тонн). Стартовая масса ракеты может достигать 2,4 тысячи тонн.
На ракете предусмотрено резервирование основных жизненно важных систем и агрегатов, включая маршевые двигатели, рулевые приводы, турбогенераторные источники электропитания, пиротехнические средства. Ракета оборудована специальными средствами аварийной защиты, обеспечивающими диагностику состояния маршевых двигателей обеих ступеней и своевременное отключение аварийного агрегата при отклонениях в его работе. В дополнение к этому установлены эффективные системы пожаро- и взрывопредупреждения.
При разработке математического обеспечения и программ управления ракетой "Энергия" помимо штатных условий полета было проанализировано более 500 вариантов аварийных ситуаций и найдены алгоритмы их парирования. В частности, при возникновении нештатной ситуации ракета может продолжать управляемый полет даже с одним выключенным маршевым двигателем первой или второй ступени.
Кроме того, в нештатных ситуациях при запуске орбитального корабля конструктивные меры, заложенные в ракете, позволяют обеспечить выведение корабля на низкую "одновитковую" орбиту с последующей посадкой на один из аэродромов либо осуществить маневр возврата на активном участке выведения с посадкой корабля на штатную полосу посадочного комплекса Байконура.
ОТЛИЧИЯ СИСТЕМЫ "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" ОТ АМЕРИКАНСКОЙ "СПЕЙС ШАТТЛ"
При общей внешней схожести проектов, в своей основе они совершенно разные.
Комплекс "Спейс Шаттл" состоит из топливного бака, двух твердотопливных ускорителей и самого космического челнока. При старте запускаются оба ускорителя и первая ступень. Таким образом, данный комплекс нельзя применять для вывода на орбиту иных аппаратов, даже меньшей в сравнении с шаттлом массы. Челнок садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.
Комплекс "Энергия-Буран" состоит первой и второй ступеней и возвращаемого космического аппарата "Буран". При старте запускаются обе ступени. Отработав, отстыковывается первая ступень и довывод на орбиту осуществляется второй ступенью. Данная схема универсальна, поскольку позволяет осуществлять вывод на орбиту не только МТКК "Буран", но и прочие полезные грузы (массой до 100 тонн).
При возвращении на Землю "Буран" ведет себя иначе, нежели американский шаттл. Буран входит в атмосферу и начинает гасить скорость. Корабль управлялся рулями, не используя тягу двигателей (в атмосфере). Перед приземлением "Буран" осуществлял гасящий скорость корректирующий маневр, после чего шел на посадку. В этом единственном полете у "Бурана" была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость корабля составляет 300 километров в час, в атмосфере доходит до десяти скоростей звука.
Кроме того, в отличие от шаттлов, в "Буране" предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, "Буран" отделяется от ракеты-носителя и совершает экстренную посадку.
ИТОГИ ПРОЕКТА "ЭНЕРГИЯ-БУРАН"
В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос в 1988 году "Буран" был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
В ходе работы над проектом "Буран" было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений.
Вместе с тем, эксперты считают, что системы и технологии, использованные при создании космической системы "Энергия - Буран" могут использоваться и в современных проектах. В частности, об этом заявил президент РКК "Энергия" Виталий Лопота журналистам, призвав правительство РФ обратить внимание на возможность применения этих разработок.
"В проекте "Энергия-Буран" был разработано 650 технологий. Многие из них могли бы быть использованы и сегодня, например системы посадки ("Бурана") могли бы реализовать себя в авиации. Основная масса систем не забыта. Жаль, что спустя 20 лет мы не впереди, но "Буран" предотвратил и остановил американские "звездные войны", - сказал Лопота.
"Я бы хотел, чтобы в правительстве РФ к этому (применение технологий "Бурана" в нынешних проектах) прислушались. Сегодня еще не поздно применить эти технологии", - отметил он.