Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан), для РИА Новости.
Еще до начала IV энергетического саммита в Баку оформился своеобразный «водораздел» в подходах стран, чьи главы присутствовали на этом саммите, по вопросам оценки значения энергетических проектов в регионе. Украина, Польша, Литва и Грузия рассматривали эти проекты в качестве важнейших политических инструментов, в то время как Азербайджан и Турцию больше заботили чисто экономические преференции от их реализации.
Саммит в Баку 14 ноября способствовал дальнейшему выявлению этих несовпадений. Если учесть, что Азербайджан являлся единственной страной - поставщиком топлива из всех представленных на самом высшем уровне, то наиболее предметным стало обсуждение маршрутов поставки именно азербайджанского топлива на европейские рынки. Таким образом, получился определенный дисбаланс как в составе участников, так и в направлениях поставок. Скажем, если Грузия в качестве транзитной страны рассматривалась всеми участниками, то Турция, с одной стороны, а Украина, Польша и Литва - с другой представляли собой совершенно разные маршруты, соответственно, с особой спецификой отношения к энерготрафикам.
Как и ожидалось, украинско-польский маршрут стал предметом особого обсуждения. «Азербайджан придает большое значение нефтепроводу Одесса-Броды-Гданьск, и положительно оценивает его потенциал», - сказал президент Ильхам Алиев, выступая перед участниками форума. Однако, в условиях когда цена на нефть опустилась до отметки 52 доллара за баррель, просчитывать реальную прибыль от его осуществления оказывается гораздо сложнее. Не случайно кое-кто даже стал сетовать на то, что дальше политических оценок дело не идет.
Не сдвигается с мертвой точки и «Набукко». Реальное обсуждение этого проекта было решено вынести за скобки саммита. Что можно обсуждать, когда из-за нестабильности на финансовых рынках сметная стоимость этого проекта менялась несколько раз. Сомнения потенциальных участников проекта в реалистичности, в том числе и этого проекта, стало причиной заявления литовского президента, который сказал: «Если страны не сделают правильный выбор в проектах «Набукко», Одесса-Броды-Гданьск, поставок турецкого газа через Грецию, то в будущем можно столкнуться с определенными трудностями».
Особый комментарий заслуживает вопрос принятия заключительной декларации. Есть мнения, что Баку настаивал на том, чтобы формулировки были менее политизированными.
Сегодня, когда особую актуальность приобретает диверсификация топливных маршрутов, Азербайджан рассматривает в качестве перспективных как северное (в Россию), так и южное (в Иран) направления. В частности, госнефтекомпания Азербайджана активно обсуждает с российской Транснефтью увеличение объемов прокачки нефти до 5 млн. тонн по традиционному маршруту Баку-Новороссийск, ставшему вновь актуальным после августовских событий на Южном Кавказе. В этих условиях лишний раз раздражать своего северного соседа явно не входит в планы Баку.
Вообще, сегодня поставщики топлива, и Баку в этом смысле не исключение, предпочитают заниматься конкретными проектами, которые, пускай не столь глобальны, и по своей сути намного менее политичны, но зато более реалистичны, а главное – выгодны. Их примеру следуют и транзитеры.
К примеру, та же Турция. Энергетическая конфронтация с Россией не входит и в планы Турции, которая основной объем импортируемого газа получает именно из этой страны, и именно с Москвой Анкара рассчитывает продолжить обсуждение перспективных проектов по осуществлению газового транзита.
Несмотря на то, что глава Азербайджана сделал особый акцент на то, что сегодня запасы нефти и газа Каспийского бассейна позволяют сотрудничать с мировыми странами, страна не может выступать от имени, в частности, Туркмении и Казахстана. А эти страны пока явно не торопятся составить компанию традиционным участникам региональных энергетических саммитов. Азербайджан же, при всем желании, не может один говорить за весь Каспийский регион. Так что, получается, схема пятеро на одного еще долго будет доминировать на подобных встречах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции