Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Иранской «шестерке» опять не удалось выработать единую позицию в вопросе о введении новых санкций ООН в отношении Ирана. Вопрос обсуждался в четверг в Париже на уровне политдиректоров МИД Франции, Германии, Великобритании, Китая, России и США. Если США и их европейские союзники выступают за расширение санкций, чтобы заставить Тегеран отказаться от обогащения урана, то Россия и Китай как всегда эти предложения не поддерживают. Стороны согласились продолжить консультации.
Ситуация в принципе была предсказуема, и предопределена она, как ни странно, последней резолюцией (1835) Совета Безопасности ООН по Ирану, получившей известность как «несанкционной».
С одной стороны резолюция призывает Иран «полностью и без промедления» выполнить требования предыдущих резолюций Совбеза, а также требования Совета управляющих МАГАТЭ, а с другой подтверждается необходимость «комбинированного решения» проблемы иранской ядерной программы, сочетающего в себе продолжение переговоров с Ираном и оказание на него дипломатического давления.
Понятно, что принцип продолжения переговоров с Ираном с оказанием на него дипломатического давления трудно сочетается с ультимативным призывом «полностью и без промедления» выполнить главное требование Совбеза - прекратить обогащение урана и вернуться за стол переговоров. И какая-либо промежуточная, компромиссная позиция в стане «шестерки» сейчас далеко не очевидна. Хотя США и их европейские союзники по «шестерке» (Франция, Германия, Великобритания) могут легко выставить России и Китаю «счет»: как долго можно «оказывать дипломатическое давление» на Иран, коль скоро он на него не реагирует? Все призывы, даже самые ультимативные, для Тегерана - что слону дробинка.
В этом есть определенный резон. Фактически сегодня иранская «шестерка» готовит проект уже шестой (по счету) резолюции Совбеза ООН по Ирану за каких-то два года. Напомним, в июле 2006 года Совбезом была принята резолюция 1696, потребовавшая от Ирана прекращения обогащения урана и возвращения к переговорному процессу. В случае отказа Ираном выполнить требования резолюции Совбез предполагал введение санкций.
С тех пор ситуация повторяется с завидным постоянством, за исключением незначительных деталей, отличающих каждую последующую резолюцию от своей предшественницы. Вслед за 1696-ой были приняты ещё резолюции 1737, 1747, 1803 и, наконец, 1835, но санкции были введены лишь одной – 1737-й, а все последовавшие лишь обещают Ирану их «ужесточение» в случае невыполнения им требования прекратить обогащение урана.
Тем не менее, это заседание «шестерки» несло в себе определенную интригу. Связана она с избранным президентом США Бараком Обамой, заявившего о том, что он намерен «открыть дверь» для прямых переговоров с Тегераном в американо-иранских отношениях. Теперь многие задаются вопросом, как же, в конечном счете, будет строить Обама свои отношения с Ираном?
Обама пока предпочитает не раскрывать полностью карт, хотя главную позицию обозначил жестко: недопустимо, чтобы Иран стал ядерной державой. С другой стороны, до официального прихода Обамы к власти ещё более двух месяцев. И нынешний президент США Джордж Буш не намерен, судя по всему, смягчать свои позиции в «диалоге» с Ираном.
Буквально через считанные дни после яркой победы Обамы США (в лице Джорджа Буша) в очередной раз ужесточили экономические санкции в отношении Ирана. Их министерство финансов запретило банкам, имеющим американские лицензии, проводить так называемые транзитные платежи, которые правительство и банки Ирана могли осуществлять при определенных условиях. Ирану, таким образом, фактически закрыли последнюю лазейку в американскую финансовую систему. Тегеран болезненно прореагировал на это решение.
Наконец, Джордж Буш подписал указ о продлении на очередной год «чрезвычайного положения» в отношениях с Ираном, объявленного почти тридцать лет назад. Указ был подписан президентом Картером в ответ на захват американских заложников в Тегеране. Министерству финансов было тогда дано распоряжение блокировать все официальные иранские авуары в США, в том числе в американских банках и их зарубежных филиалах. Свое решение «оставить в силе исполнительный указ номер 12170 от 14 ноября 1979 года» Буш обосновал в частности и тем, что «отношения с Ираном все еще не совсем нормализованы». В принципе, при других обстоятельствах это решение прошло бы и не замеченным. Но есть одна деталь.
Накануне Буш встречался с Обамой, и вряд ли можно предположить, что они в ходе консультаций не коснулись иранской проблемы. В том числе и вопроса общей конфигурации американо-иранских отношений, включая закрытие (коль скоро настало время) «исполнительного указа», введенного ещё Картером. Буш, очевидно, не пошел бы на такой шаг, как продление, который бы Обама отменил уже своим решением.
Впрочем, Бараку Обаме разные группы экспертов дают практически диаметрально противоположные рекомендации по Ирану. Так, вслед за известными «пятью принципами», предлагающих более чем жесткую позицию в отношениях с Ираном, другая группа экспертов и дипломатов советует будущему президенту США избрать более мягкую тактику.
Доклад группы, в которую входят 20 видных ученых и дипломатов, будет обнародован 18 ноября. Но уже в четверг (совпавший с заседанием «шестерки») стало известно, что эти эксперты, в отличие от авторов «пяти принципов», считают малоэффективными военные и экономические угрозы в адрес Ирана. В докладе также говорится о бесперспективности военной акции против этой страны и подчеркивается необходимость начала переговоров с Ираном на высоком дипломатическом уровне.
Какую из двух концепций выберет Обама? В декабре генеральный директор МАГАТЭ подготовит очередной доклад по иранской ядерной программе, во многом на основе которого Совбез примет новую резолюцию по Ирану. Вот по её «санкционности» или «несанкционности» в трактовке США и можно будет предположить, какой концепции Обама отдаст предпочтение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции