Андрей Кисляков, для "РИА Новости".
Впервые заселенная французами в 1604 г., Французская Гвиана до 1951 г. была местом каторги для особо опасных преступников. Но сегодня это, некогда страшное место ассоциируется исключительно с развитием европейской космонавтики, особое место в которой занимает гвианский экваториальный космодром Куру, к тому же являющийся основой российско-европейского сотрудничества в области космоса.
Несмотря на явное охлаждение российско-американских политических отношений, которые, в свою очередь, могут свернуть и ряд совместных научно-исследовательских космических программ, европейцы не спешат отказываться от тесного взаимодействия с Россией в области космической деятельности. Проект «Куру», предусматривающий запуск российских ракет-носителей среднего класса «Союз-2» с коммерческой полезной нагрузкой, наглядный пример успешного сочетания на международном уровне научно-технических достижений и интересов крупного бизнеса.
Первые ракеты-носители «Союз» будут отправлены из самарского космического центра «Прогресс» во Французскую Гвиану зимой 2009 г., а первый запуск может состояться уже в конце 2009 г.
Контракт между Роскосмосом и французским предприятием Арианспейс был подписан в 2005 году. Работы по строительству стартовой площадки для запуска российских носителей начались на Куру весной 2007 г.
Общая стоимость программы составляет 344 млн. евро. Доля России в объеме работ по проекту - 121 млн. евро. Стоимость запуска российского носителя с космическим аппаратом обойдется заказчику, согласно информации главы «Арианспейса» Жан-Ив Ле Галя, в 40-60 млн. евро.
За предстоящие 15 лет с космодрома Куру ракетами «Союз» планируется совершить не менее 50 запусков. Первым же запущенным с Куру с помощью российской ракеты спутником станет, по всей видимости, австралийский телекоммуникационный космический аппарат.
В сентябре 2008 г. подписан контракт между Роскосмосом и компанией Arianespace на поставку российской стороной дополнительно 10 ракет производства самарского ракетно-космического центра.
Но программа «Куру» не является единственным направлением двухстороннего сотрудничества в космической сфере. Согласно заявлению одного из ведущих экспертов российского Института космических исследований Юрия Зайцева, Россия и Франция активно работают в области создания новых космических аппаратов. «Так, российская компания «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева и французская Thales Alenia Space совместно разрабатывают спутники «Экспресс-РВ», которые станут наиболее совершенным российским орбитальным аппаратом по энергетической мощности и сроку существования на орбите».
Российские и французские космические предприятия реализуют также программу «Урал», предусматривающую совместную разработку перспективных ракет-носителей. Бюджет программ рассчитан на 5 лет (2005-2010 гг.) и составляет 200 млн. евро.
Хотелось бы, чтобы такими темпами развивалось и сотрудничество в области пилотируемой космонавтики. Речь идет о программе создания совместной многоразовой транспортной космической системе, решение о старте которой было принято еще в 2005 г.
За прошедшие годы стороны договорились о количестве экипажа корабля, определились с принципом его конструкции и целях использования. Согласно предварительным договоренностям между Россией и Европой, предполагается, что спускаемый аппарат будет проектироваться Ракетно-космической корпорацией «Энергия», а служебный модуль и приборно-агрегатный отсек - европейскими предприятиями. Общую интеграцию создания корабля будет вести также корпорация «Энергия».
Между тем, европейцы еще не определись, будут ли они строить новый космический транспорт самостоятельно, либо в сотрудничестве с российской стороной. Судьбу совместного проекта решат министры стран ЕС на заседании Европейского космического агентства 25-26 ноября.
Между тем, даже в случае избрания Европой «собственного» пилотируемого космического пути, Россия останется участником этой программы как субподрядчик и, что самое важное, как носитель бесценного опыта проведения долгосрочных пилотируемых экспедиций.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции