Вера Политковская, обозреватель РИА Новости.
В субботу, 15 ноября, Большой Театр выпускает две балетные премьеры – «Русские сезоны», поставленные Алексеем Ратманским и «Пахита» Юрия Бурлаки. Ратманский после премьеры уходит – Бурлака остается.
Новым худруком и главным балетмейстером первого театра страны с 1 января будущего года станет Юрий Бурлака. На этом посту он сменит известного на весь мир хореографа Алексея Ратманского, который занимал это почетное место не один год. В кулуарах театра о предстоящих кадровых переменах говорили уже больше года, Ратманский не скрывал, что хочет уйти. О том, что Ратманского заменит Бурлака, хотя претендентов на это место было много, в театре было также известно достаточно давно.
Надо признать, что в закулисье Большого недовольных деятельностью Ратманского было немало. Шептались в основном о том, что хореограф не любит ставить классические балеты, а предпочитает работать над современными постановками, дает возможность молодым артистам выходить на сцену наравне с уже признанными звездами театра. Мафиозная структура театра слегка пошатнулась от такой политики, количество недовольных росло, хотя ярых сторонников демократической деятельности Ратманского было также немало.
Назначение Бурлаки художественным руководителем и главным балетмейстером балетной труппы Большого с одной стороны вызывает недоумение, но с другой – расставляет акценты там, где их не хватало последние годы. Совместно с Григоровичем, который по некоторым данным, собирается вернуться в театр штатным хореографом, Бурлака надеется вернуть на сцену театра классику балетного искусства, а Новую сцену Большого оставить для современных постановок. По мнению руководства Большого театра, именно классические балеты на протяжении всей истории театра, являлись своеобразным «коньком» этой труппы и именно ее сейчас очень не хватает сцене театра.
Однако, похвальная цель, которую поставил перед собой новый худрук, все равно не перебивает недоумения от такого назначения.
Who is who
Большая часть творческой жизни нового худрука прошла в Московском государственном областном театре "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева. Туда юный танцор пришел после окончания хореографического училища и сразу стал ведущим солистом театра. Здесь стоит отметить, что в подобного уровня театры идут люди, не сумевшие по тем или иным причинам попасть в более известные и конкурентоспособные театральные коллективы. Тем не менее, тут существуют и свои большие плюсы для молодого артиста – конкуренция здесь не такая сильная, «успех» к неопытному танцору приходит куда быстрее, чем в театрах уровня Большого, где по признанию многих известных артистов, для того чтобы пробиться, получить хорошую партию в спектакле требуются плюс к титаническим усилиям чисто профессионального порядка, дипломатия, умение «выбивать роль» и много иных качеств, не связанных напрямую с профессией танцора.
В репертуаре нового художественного руководителя Юрия Бурлаки (т.е. то, что он успел за свою творческую биографию станцевать) серьезные солирующие партии присутствуют, но далеко не все и даже не половина от репертуара танцора мирового уровня. Также, не стоит забывать, где именно эти партии были исполнены – на сцене Областного театра «Русский балет». В Большом театре Бурлака не танцевал никогда. Вся история его взаимоотношений с Большим заключилась в совместной с Ратманским постановке «Корсара», в которой Бурлаке была отведена почетная роль своеобразного «археолога» балета. Он, как большой знаток старинного танца (с 2003 года является старшим преподавателем кафедры хореографии и балетоведения МГАХ по дисциплине "Классическое наследие и репертуар балетного театра"), создавал «Корсара» с учетом тех глубоких знаний, которыми обладает. Результат совместного творчества современного балетного демократа Ратманского и историка балета Бурлаки не заставил себя ждать – «Корсар» «прогремел» в Европе и был принят публикой «на ура».
Тем временем, сам Ратманский уже давно не восхищался своей должностью в Большом. Талантливый и творческий человек, чья жизнь была посвящена исключительно балету и сцене, а не административной и бумажной работе, давно уже приглашался в балетные труппы мирового уровня, только с одной целью – ставить спектакли. В Большом же работа в его должности подразумевала огромное количество времени, потраченного на административную работу, которую творческие люди люто ненавидят.
Ратманский – человек, танцевавший ведущие партии на сценах известнейших театров мира, осуществивший постановку более 20 балетов и концертных номеров по всему миру, так и не смог сдвинуть эту глыбу под названием Большой Театр. Как рассказывают сами артисты Большого – тихо или шепотом, там до сих пор все всего боятся – Ратманскому все-таки удалось хоть немного повлиять на строго академичный внутренний уклад жизни театра. Однако, как емко написал о своем герое ныне популярный писатель Бернард Вербер, «Он пытался. Но не смог».
Туманное будущее
Трудно представить, к каким результатам может привести это назначение. Хочется верить, что Бурлака найдет путь, по которому Большой балет медленно двинется вперед и начнет выбираться из того упадка, в котором он сейчас находится. Престижность и элитарность этого театра потерялась еще в прошлом столетии, а в нынешнем, 21 веке – ребрендинга, который несомненно этому театру срочно требуется, пока не произошло. Он впереди. История не раз доказывала, когда на первый взгляд совершенно нелепые решения, неожиданно приводили к оглушительному успеху.
Станет ли эта страница в истории Большого Театра именно таким случаем – время покажет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции