Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Датское судно CEC Future захвачено пиратами, которых, очевидно не смутило наличие в Аденском заливе внушительной армады военных кораблей разных стран, включая российский сторожевик «Неустрашимый». В плену у пиратов оказались 13 членов экипажа, включая 11 граждан России. Судовладелец – компания Clipper Group ведет переговоры об освобождении экипажа.
Казалось бы, мощная международная группировка должна вынудить пиратов отказаться от своего ремесла, однако, этого не происходит. Возможности боевых кораблей сводятся к эскортированию судов через опасные районы – так, «Неустрашимый» уже обеспечил проводку нескольких российских кораблей через Аденский залив, а после захвата датского судна CEC Future, российский фрегат по просьбе датского правительства конвоировал через опасные воды другой корабль – CEC Commander, в составе экипажа которого 15 российских моряков.
Тем не менее, эскортирование кораблей не может дать эффекта – через Аденский залив ежедневно проходит огромное количество судов, и для их сопровождения потребуется изрядный флот. Что же мешает ведущим странам мира, таким, например, как США или Великобритания эффективно бороться с пиратством?
Фактически мы наблюдаем сейчас паралич международной системы обеспечения безопасности в данном конкретном регионе. Ни у одной страны мира, как оказалось, нет ресурсов, позволяющих поддерживать безопасность мореплавания в одном из важнейших районов мирового океана.
Титул «владычицы морей» в ходе Второй Мировой войны перешел от Великобритании к США, но как выясняется, США, имея флот, способный стирать с лица земли целые страны, не могут гарантировать свободу мореплавания и торговли – ту свободу, которая лежит в основе современной западной цивилизации.
Причина такого явления кроется даже не столько в нехватке сил и средств, сколько в логике развития современного западного мира. Свобода мореплавания и торговли некогда была необходима для исключения конкурентов – колониальных держав, которые ограничивали эту свободу в своих колониях. Именно свобода мореплавания и торговли была главной ценой, которую заплатила Великобритания за помощь США во Второй Мировой Войне, и именно она стала одним из главных катализаторов крушения британской колониальной империи.
Сегодня же речь идет скорее об исключении целых регионов из области свободной торговли путем поддержания в них управляемого хаоса – пожирающий сам себя регион (каким является, например, Сомали) не создает глобальных проблем с одной стороны, но с другой никто не берет на себя ответственность за обеспечение безопасности окрестных территорий.
Целью такого исключения является уменьшение числа потребителей ресурсов. Страны, охваченные внутренними конфликтами – наподобие Сомали, Ирака, Афганистана, ряда других – не могут создавать экономику, потребляющую большое количество ресурсов. В результате эти ресурсы, прежде всего энергетические, достаются ведущим игрокам. Такая система делает борьбу с пиратством малореальной – наиболее сильным в военном отношении странам мира просто невыгодно вкладывать средства в стабилизацию ситуации и построение нормальной экономики в Сомали – кому нужен еще один потребитель дефицитных ресурсов, пусть и небогатый, но развивающийся?
С другой стороны есть Россия. Нашей стране сейчас объективно выгодно стабильное развитие мировой экономики – оно влечет за собой рост спроса на нефть и газ, а кроме того развивающиеся страны достаточно охотно закупают и российскую промышленную продукцию – более дешевую, чем на Западе. Однако в настоящее время наша страна не может ни посылать в «проблемные воды» мощные корабельные соединения, способные уничтожить пиратов силовым путем, ни помочь той же Сомали в прекращении гражданской войны и построении нормальной экономики, обеспечив гражданам этой страны легальный доход.
Кстати, в руки пиратов практически не попадают крупнотоннажные суда США и Великобритании. Интересно почему?
В результате, круг замыкается. Англосаксонская цивилизация – Великобритания, Канада, Австралия и США, имеющие ВМС, превосходящие по возможностям все флоты мира, вместе взятые и располагающие огромными финансовыми ресурсами – не проявляют желания бороться с истоками пиратства – нестабильностью и бедностью стран третьего мира. Континентальные страны ЕС и Россия, которым пиратство причиняет серьезный ущерб – не имеют достаточных ресурсов и политического единства, чтобы самостоятельно решить эту задачу.
На их долю остается лишь сопровождение своих торговых судов через опасные воды, с периодическими «удачами» в виде разгрома пиратской базы или захвата пиратского главаря, на месте которых тут же возникнут новые.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции