В день Народного единства ваш покорный слуга решил устроить смотр художественной продукции, выполненной мастерами отечественного кино и телевидения по гос. заказу на патриотизм. Итак, как же воспитывают в нас любовь к Родине в это тревожное время?
Я начал день с просмотра кинофильма «Адмиралъ», посвященного Александру Колчаку. Главное впечатление, которое осталось после завершения сеанса, состояло в том, что «хорошие», т.е. офицеры, матросы и солдаты сначала царской, а затем белой армии, а также их возлюбленные постоянно молятся. Они молятся большими и малыми коллективами и поодиночке, а также регулярно передают друг другу иконы, покрывая их поцелуями. Один раз, в морском бою с германцами еще во время Первой мировой войны, групповая молитва экипажа ему помогла: мимо борта судна действительно чудом пронесло мину, которую они сами же только что и поставили. Меньше везет им на войне гражданской. Пока «хорошие» молятся, «плохие» (т.е. красные) действуют: железнодорожники разбирают рельсы на пути колчаковских эшелонов, рабочие объявляют забастовки, а красноармейцы так и вовсе захватывают Иркутск, куда стремится армия Колчака.
Не менее дурные шутки играет следование церковным канонам и с личной жизнью героев. Первое, что говорит Колчак любимой женщине, воссоединившись с ней в разгар гражданской войны после долгих мытарств где-то в районе Омска, это то, что он послал письмо жене в Париж с просьбой о разводе. И только после этого, очевидно, запретный плод таковым быть перестанет. Но поскольку до самого конца фильма влюбленные обращаются друг к другу на «вы» и по имени-отчеству, видимо, письмо до Парижа не дошло.
Самые разумные слова за весь фильм звучат из уст Колчака, когда, арестованный большевиками, он узнает, что на выручку ему рвутся войска белого генерала Каппеля. «Вот теперь мне конец», - таков вывод, к которому приходит героический адмирал в исполнении Константина Хабенского. «И так будет с каждым, кто воюет с собственным народом», - посетила почему-то меня в этот момент крамольная по нынешним временам мысль. И больше никаких других мыслей, кроме той, что плохие большевики победили в гражданской войне совершенно заслуженно, а хорошие белые – лузеры от природы, и зачем их воспевать в наше предвоенное время, мне в голову не пришло.
Впрочем, нет, еще одна пришла: что данный патриотический фильм это злая пародия на склонность нынешней политической элиты к публичным молебнам.
После чего, настроенный DVD-«Адмиралом» на большевистский лад, я приступил к просмотру патриотической продукции по телевидению. «1612» - хороший костюмный фильм, который можно смотреть, а можно и не смотреть; никаких патриотических чувств не вызывает, но и демократическую Родину любить не мешает. А вот ходульный «Александр. Невская битва» невольно вызывает в памяти «настоящего» «Александра Невского». «Ну, и что же нам дала вожделенная свобода творчества?», - не может не думать любой нормальный человек, сравнивая современную патриотическую халтуру с шедевром проклятых коммунистических времен.
А потом, переключаясь между каналами в поисках патриотизма, наткнулся на старого доброго советского «Начальника Чукотки». И в который уже раз не смог оторваться от этого увлекательного кино про молодого чиновника, отправленного на Дальний Восток налаживать работу таможенной службы, с каковой задачей он блестяще справляется, пополнив государственную казну миллионом долларов и не положив в карман ни копейки. Вот, казалось бы, положительный пример для современных чиновников, да вот беда: движет героем Михаила Кононова коммунистическая идея, окончательное развенчание которой и символизирует перенос главного национального праздника с 7 на 4 ноября.
Господа-товарищи пропагандисты! Обострение ностальгии по коммунистическому идеалу, спровоцированное вашей патриотической кино- и телепродукцией, я у себя, конечно, постараюсь излечить. Однако если вы продолжите халтурить, приступ легко может перерасти в хронику.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции