МОСКВА, 12 ноя - РИА Новости, Екатерина Ефимова. Только 20% звонков по телефону "03" заканчиваются выездом машины "скорой помощи", поскольку россияне часто звонят в "скорую" за советом и поговорить, потому что не знают, куда обратиться. Об этом рассказал в интервью РИА Новости главный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития России, директор Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Сергей Багненко.
"В Петербурге в год - около 2,5 миллионов звонков на телефон "03" или "112". Это значит, что каждый второй хотя бы раз в год звонит в "скорую". Другое дело, что реальных вызовов - порядка полумиллиона, то есть только 20% звонков заканчиваются вызовом машины", - рассказал эксперт.
По словам Багненко, часто люди просто желают поговорить, нуждаются в совете, например, что надо делать, если температура поднялась до 38 градусов.
Спешат на помощь
У службы скорой медпомощи (СМП) в России немало проблем: от уровня заработной платы до обоснованности вызовов. По мнению Багненко, работа Минздравсоцразвития и экспертного сообщества над выработкой порядков и стандартов оказания скорой помощи должна помочь решить самые насущные из них.
"Средняя зарплата врача бригады скорой помощи составляет сегодня порядка 25 тысяч рублей. Я могу назвать цифры, которые есть в большинстве стран Евросоюза - где-то порядка двух тысяч евро. Получается, что есть у нас еще задел для двух-трехкратного роста", - сказал врач.
Он отметил, что критерий размера заработной платы - укомплектованность штатов на станциях СМП. "Если все места укомплектованы - значит, цифра адекватная. А на сегодняшний день более половины машин "скорой помощи" в Москве и Санкт-Петербурге - уже фельдшерские, это значит, что врачей по-прежнему недостаток", - сказал Багненко.
Он отметил, что сегодня финансирование 90% станций СПМ идет из бюджетов субъектов и муниципалитетов, а не через программу обязательного медицинского страхования.
"Порядок оказания помощи должен быть конкретизирован по всем заболеваниям, должен определять задачи различных этапов медицинской эвакуации, суть медицинских мероприятий. На основании этого порядка должны разрабатываться стандарты, которые явятся основой для расчета стоимости программы государственных гарантий", - сказал врач.
Остаются проблемы и со скоростью прибытия "скорой" по вызову.
"На сегодняшний день, нормативное время доезда машины "скорой помощи" - 20 минут. В идеале, желательно, чтобы она сразу была, но это же невозможно", - отметил Багненко.
Он также считает, что одна из основных задач профессионального сообщества - подготовить нормативный акт, который будет определять поводы для вызовов. На сегодняшний день каждый субъект определяет для себя сам, на какой вызов поедет "скорая" и какие из услуг могут оказываться населению за деньги.
Оперативно и качественно
По словам собеседника агентства, возможное решение проблемы с кадрами - пересмотр подходов к комплектованию бригад СМП.
"На машинах "скорой помощи" врачебные бригады нужны, действительно, только в тех случаях, когда нужна врачебная помощь. Поэтому нам предстоит большая работа по пересмотру, скажем, поводов для вызова, функций фельдшеров. Лучше иметь два фельдшера-водителя, чем одного фельдшера и одного водителя", - сказал Багненко.
По его мнению, организация работы СМП не должна допускать потери квалификации специалистами.
"Эффективное использование ресурсов - это краеугольный камень оказания скорой медпомощи. Хорошо оказывает помощь тот, кто часто ее оказывает. Поэтому задача - концентрация однородных больных и направление потоков таким образом, чтобы конкретный специалист как можно чаще оказывал помощь по своему профилю", - сказал врач.
Помощь при ДТП
Оказание скорой медицинской помощи на дорогах и при неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы Багненко считает приоритетами, которые позволят отладить всю работу СПМ в целом.
Минздравсоцразвития России назвало эти направления ключевыми на ближайшие годы в рамках нацпроекта "Здоровья". В частности, по программе "Дорожная травма" до 2013 года во все регионы России будут поставлены реанимобили с необходимым оборудованием для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
"Я считаю, что верно выбраны приоритеты. Сосудистые заболевания и шокогенная травма требуют оперативности. Если мы отладим так работу "скорой", что она будет оказывать эффективную помощь этим категориям больных в первые часы, то она сразу закроет еще много других вариантов патологических состояний, предотвратит развитие других осложнений", - сказал Багненко.
Он отметил, что две трети случаев сочетанной травмы (переломы с повреждением органов и тканей) - это как раз дорожно-транспортные происшествия, а остальные - это бытовой, производственный травматизм, падение с высоты и так далее.
"Если мы наладим ситуацию с оказанием помощи при ДТП, мы автоматически закроем все остальные проблемы. Так как пациенты будут проходить через те же уже оснащенные травмоцентры и это не потребует дополнительного финансирования", - сказал врач.