Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Евросоюз решил, что он достаточно «наказал» Россию за «кавказскую войну» и можно прервать дипломатическую паузу в процессе по установлению новых партнерских отношений с Москвой. На брюссельском совещании Совета по общим делам и внешним сношениям ЕС на уровне министров иностранных дел и министров обороны 10-11 ноября было принято решение: а) провести намеченный на ближайшую пятницу 14 ноября саммит ЕС-Россия и б) возобновить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве. «Делопроизводство» по этому соглашению, начавшееся было 4 июля, было заморожено 1 сентября, после пятидневной войны на Кавказе.
Еврокомиссар по внешним сношениям Бенита Ферреро-Вальднер, сообщила, что, скорее всего, переговоры возобновятся не непосредственно после саммита на французской Ривьере, а после очередной женевской встречи по кавказскому урегулированию 18 ноября. Впрочем, сама дата не столь уж и важна. Важен сам факт того, что переговоры возобновятся. Еще важнее то, что случилось на самой вышеназванной встрече.
Это последнее министерское совещание ЕС было по большей части посвящено «российскому вопросу». На нем произошли занимательные вещи. Литва на удивление ловко загнала себя в изоляцию, продолжая настаивать на том, чтобы с Москвой не было «никаких рукопожатий». Она оказалась единственной из 27 стран ЕС, которая выступила против возобновления диалога. Даже такие, как их именуют в ЕС, «руссо-скептики» как вся Скандинавия, Великобритания, Эстония, Латвия и Польша поддержали прекращение переговорной паузы. Варшава решила, что ей следует "плыть в главном течении", как выразился министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
Литва, видимо, так не решила. Даже несмотря на то, что в преддверии встречи по всем столицам ЕС был разослан циркуляр Еврокомиссии по позиции в отношении России. В нем прямо говорилось, что возобновление переговоров с Россией настоятельно необходимо. В документе за подписью Верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Соланы, подчеркивалось, что без России нельзя успешно урегулировать проблемы Ближнего Востока, иранскую и северокорейскую ядерную проблемы, замороженные европейские конфликты, проблемы терроризма, ядерной безопасности, стабильности, финансовый кризис…Ко всему прочему Россия обеспечивает энергетическую стабильность Европы, а с такими государствами хорошо бы нормально общаться.
Здесь надо напомнить, что именно Польша и Литва вплоть до лета нынешнего года блокировали начало переговоров по документу, который призван стать новой правовой основой наших отношений с Брюсселем в областях от торговли до культуры и спорта. Старый договор истек уже в декабре 2007, но может постоянно продлеваться. Польша была обижена тем, что Россия перестала принимать поставлявшуюся ей «нехорошую» свинину, и не покупала «непонятные» овощи. Но затем сняла свое вето на выдачу переговорного мандата Брюсселю. А Литва. Литва была обижена оккупацией, якобы непоставками или недопоставками нефти, отсутствием каких-то компенсаций и еще очень многим другим, что имело мало отношения к ЕС как таковому. Ее уговорили снять свои возражения только к лету, после чего и был получен мандат Еврокомиссии на начало переговоров. Но потом удобно подвернулась «кавказская война» и Литва стала обижена за своего союзника Михаила Саакашвили. Само по себе одно это уже говорит, что причины возражений Вильнюса кроются кое в чем ином, нежели, чем в нефти, компенсациях, оккупациях. Были бы возражения, а причины…
Кстати сказать, на том же самом совещании прозвучало высказывание, которое само по себе красноречиво говорит об изменении взгляда ЕС на «кавказский конфликт». Йаак Аавиксо, министр обороны Эстонии, которая до сих пор смотрела на южноосетинскую войну как исключительно на дело рук России, заметил журналистам следующее: «Мы должны признать, что доверие к Тбилиси сильно пострадало. По мнению некоторых стран, Грузия действует непредсказуемым образом».
На последнем брюссельском совещании, в общем, произошел неприятный для Литвы поворот. Она надеялась на поддержку Польши, Британии и «викингов», но не получила ни первой, ни второй, ни третьей. Предательство, да и только. Даже больше. Ей напомнили, что она может иметь сколько угодно «особых мнений», но на подобного рода совещаниях решения принимаются простым большинством, а не на основе консенсуса. Все та же Бенита Ферреро-Вальднер объяснила, что самого мандата на переговоры (по нему и только по нему нужно было единогласие всех 27 членов) никто не отменял, подтверждения его не требуется, он остается в силе и ЕС готов идти вперед. Более того, ему, союзу, необходимо прекратить проволочки с переговорами, поскольку некоторые страны ЕС (они прямо не назывались, но речь идет об Италии, Германии и Франции) уже готовы начать заключать двусторонние сделки с Россией. По той простой причине, что им здорово надоела рудиментарная неприязнь балтийских правительств к России, из-за которой блокируются переговоры и возможности расширения торгово-финансовых отношений. Россия для ЕС не просто источник газа. Россия – это колоссальный рынок потребления европейской продукции. А с такими рынками не спорят. Объем торговли между Москвой и Брюсселем на конец октября этого года вырос на 37 млрд евро по сравнению с тем же периодом 2007-го и достиг 170 млрд евро. Во все том же специальном письме Ксавьера Соланы указывалось, что ЕС не может не учитывать, что все большая часть валютных запасов России конвертируется в евро и что она сейчас является одним из крупнейших в мире «держателей евро».
В общем уже ясно, что в Ницце будет официально объявлено о возобновлении диалога и переговоров. Но вот куда и как они пойдут ясно не совсем. Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов, говорит, что отношения между РФ и ЕС не сводятся к одним лишь переговорам о новом стратегическом пакте, и российская сторона "не фетишизирует переговорный процесс". "Новый базовый договор и переговоры по нему нужны нам в той же степени, что они нужны Евросоюзу - ни больше, ни меньше". Европе очень хотелось бы изменить торговое поведение России, не особо меняя что-то в своем. Брюсселю не нравится то, что он называет «российской обструкцией в торговых вопросах». Эта «обструкция», между прочим, прямое следствие проволочек с принятием России в ВТО. Речь о том, что Москва отменила односторонние обязательства, ранее взятые на себя, чтобы больше соответствовать ВТО. К членству в мировом торговом клубе нас те обязательства ни на сколько не приблизили, так что без них решено было пока обойтись.
Но это вызывает недовольство ЕС. Не нравится многое: а) европейская лесообрабатывающая промышленность страдает от повышения Россией экспортных пошлин на лес; b) жесткие лимиты на содержание пестицидов в мясопродукции из ЕС - это «скрытые торговые ограничения, рассчитанные на защиту внутреннего производителя»; они могут вообще привести к запрету импорта в Россию мяса и птицы из ЕС»;c) обязательная выгрузка уловов в российских портах – это «форма торговых ограничений». Европа, в качестве предварительного условия вступления в ВТО, настаивает также на том, чтобы Россия подписала с ней соглашение о бесплатном пролете самолетов авиакомпаний ЕС над Сибирью. По данным Еврокомиссии сейчас европейским перевозчикам приходится платить «сибирскую дань» на общую сумму в 350 млн евро.
Возобновление переговоров, это, конечно, хорошо. Но это еще не повод для большой радости. «Прорывом, как прекрасно выразился Владимир Чижов, - будет не начало переговоров. Прорывом будет их завершение». Святая дипломатическая правда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции