Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Первая мировая война закончилась ровно 90 лет назад - как и любая война, миром. Этот мир стал первой в истории попыткой установить действительно глобальную систему управления, что не допустила бы повторения глобальной войны. Целью идеолога этого устройства, президента США Вудро Уилсона, было «сделать мир безопасным для демократии». Он же придумал Лигу Наций, которая должна была «покончить со всеми войнами».
Эта попытка провалилась. Важно ли сегодня помнить, почему это случилось и как можно было бы избежать повторения ошибок? Еще как важно.
Дело в том, что сегодня ключевые мировые державы заняты ровно тем же самым, что и после 1918 года. Созданием новой глобальной системы управления международными отношениями. Уже ясно, что годы после 1991 оказались потерянным временем. Если мир в эпоху холодной войны еще как-то управлялся (страхом и такими договоренностями между США и СССР, которые выполнялись), то сегодня он выглядит полностью хаотичным, и ООН делу не помогает. Только два примера: американцы готовили талибов для того, чтобы они ослабили в Афганистане СССР. Талибы после этого обратили свой гнев на бывших хозяев – и случилось 11 сентября 2001 года. Американцы готовили для той же цели режим Саакашвили в Грузии – а он подстроил большую пакость своим хозяевам, напав 7-8 августа этого года на Южную Осетию. В обоих случаях все великие державы бессильны были что-либо сделать с этой ситуацией.
Финансовый аспект реформы глобального управления будет обсуждаться на встрече лидеров 20 ведущих экономик в Вашингтоне в конце этой недели. А затем, на саммите «большой восьмерки» в Италии следующим летом, скорее всего, «восьмерка» расширится за счет нескольких ключевых держав, без которых сегодня невозможно управлять миром: Китай, Индия, Бразилия и другие. Сформируется некое новое «всемирное политбюро», «восьмерка» вернет себе, таким образом, свое влияние и значимость. Хотя на этом процесс, конечно, не завершится.
Но это, вроде бы, реформа той системы, которая сложилась после Второй мировой и не сработала в годы после 1991-го. Причем здесь Первая мировая? Обычно, рассказывая о горьких уроках послевоенного мироустройства, говорят о том, что нельзя было поступать с побежденной Германией так, как это было сделано в 1918 году. Унижение нации привело к власти нацистский режим, дальнейшее известно. И больше этой ошибки не повторяли.
На самом деле Вторая мировая началась не в 1939, и тем более не в 1941 году. И произошло это не в Европе. Первый пристрелочный акт Второй мировой – это 18 сентября 1931 года, когда Япония объявила об аннексии Манчжурии (северо-востока Китая), и никто не смог и не захотел ничего с ней сделать. Так что у Мюнхенского сговора, отдавшего Германии ее первые европейские «приобретения», была азиатская прелюдия. Но если Мюнхен был направлен, в сущности, против СССР, то Манчжурия – против Китая, который тогда только-только начал приходить в себя после хаоса революции 1912 года.
Япония была союзником Англии и США. Англо-японский альянс 1902 был заключен Лондоном для ослабления России. Лучшие японские корабли были построены британцами, они же подготовили их офицеров. И Россия проиграла войну 1904-1905 годов.
Японцы, вступив в первую мировую, чтобы взять себе немецкие колонии в Тихом океане – Марианны, Маршалы и Каролины, стали одним из крупных акционеров «мировой корпорации» после 1918 года.
Как выглядел тогда мир? Сдавшийся британцам германский флот был затоплен у мыса Скапа, в Шотландии, в июне 1919 года. Это сделали сами германские моряки, узнав, что теперь их страна, согласно решению победителей, лишается флота полностью.
Согласно Вашингтонскому договору 1922 года, хозяев мира стало трое. Соотношение флотов должно было быть таким: Британия - 5, США тоже 5, Япония 3. Водоизмещение линкора не могло быть более 38 тысяч тонн. СССР в этом стратегическом балансе не участвовал (и не мог), распавшийся тогда на феодальные княжества Китай – тоже. Про Германию уже сказано, прочие же державы и без договора не могли себе позволить этот тогдашний эквивалент нынешних ядерных боеголовок (флот, контролировавший торговые пути). Мир вообще был меньше и проще, он состоял из колониальных империй.
А дальше начались неожиданности. Во-первых, японцы сочли, что их обидели. В 1929 году премьер-министр Танака составил меморандум, где говорилось: «Для того, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Манчжурию и Монголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы сначала должны завоевать Китай. Имея в своем распоряжении все ресурсы Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, Архипелага, Малой Азии, Центральной Азии и даже Европы».
Англичане смеялись, говоря, что самое страшное начнется, когда в бой пойдут бронированные рикши. Японцы тем временем строили авианосцы, которые вообще не входили ни в какие договоры. К 1930 году их у них было уже 10 (у США - 6, Англии 4.). Идея направить самолет против корабля была британской. Концепция будущего Перл-Харбора (уничтожения японскими истребителями с палуб авианосцев американского флота в 1941 году) принадлежала британскому адмиралу Бетти, и была высказана в 1912 году. Японская авиация флота сделана была тоже британцами – советником Токио лордом Семфилом.
Единый и сильный Китай под властью генерала Чан Кайши (примерно с 1929 года) удивил Вашингтон и Лондон, многие там развлекались с идеей натравить две великие азиатские нации друг на друга. Здесь и был ключ ко всему – в Азии точно так же как с Гитлером в Европе.
Захваты китайских городов японцами вызывали лишь строгие дипломатические ноты, со ссылками на Лигу Наций. Но японцы в 1933 году вышли из Лиги Наций, а в 1934 году – из Вашингтонского договора. Вот тут Англия начала строить свою единственную на всю Азию базу флота в Сингапуре, но это не помогло. Не только униженная и разоренная, а еще и союзная победителям в Первой мировой держава вместе повели дело к новому переделу мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции