14 ноября в Ницце пройдет очередной саммит Россия-Евросоюз. О темах, которые будут подниматься на встрече в верхах и перспективах возобновления переговоров по базовому соглашению о сотрудничестве в интервью РИА Новости рассказал глава представительства Европейской Комиссии в Москве Марк Франко.
- В каком ключе, на Ваш взгляд, будет обсуждаться на предстоящем саммите мировой финансовый кризис?
- Я думаю, президент Медведев поднимет этот вопрос на саммите и поделится с лидерами Европейского Союза своими предложениями о том, как необходимо действовать. Я уже слышал его анализ ситуации в Санкт-Петербурге, и он вернулся к этой теме в послании Федеральному собранию.
Хотелось бы знать, что именно предлагает Россия. До настоящего времени мы слышали своего рода анализ, но так и не добрались до конкретных предложений. Поэтому я надеюсь, что на саммите у нас состоится плодотворное обсуждение, в ходе которого будут сопоставлены позиции России и ЕС.
- Как Вы оцениваете возможность возобновления переговоров по новому соглашению о сотрудничестве РФ-ЕС в ходе предстоящего саммита, если принять во внимание, что позиции стран ЕС по этому вопросу расходятся?
- Комиссия дала рекомендацию Совету ЕС. Проанализировав ситуацию, Европейская комиссия пришла к выводу, что важно продолжить дискуссию, важно продолжать вовлекать Россию в конструктивный диалог по всем вопросам, которые важны для нас, в особенности по новому соглашению. Главы МИД ЕС встретятся в понедельник и решат, что делать с этой рекомендацией.
В самом деле, среди стран-членов ЕС нет единства. Некоторые из них выступают за то, чтобы не нарушать паузу в переговорном процессе, некоторые выступают за возобновление переговоров. Но мы уверены: благодаря тому, что большинство стран ЕС высказываются в пользу возобновления переговоров, велика вероятность того, что такое решение будет принято министрами иностранных дел стан ЕС.
- Президент Медведев в своем послании Федеральному собранию заявил, что Россия может разместить ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области в ответ на развертывание элементов американской ПРО в Европе. Может ли это отразиться на переговорном процессе и собирается ли европейская сторона поднимать этот вопрос в ходе саммита?
- Я не знаю, будет ли этот вопрос подниматься на саммите, но я бы этому не удивился. Я не думаю, будто вы ожидаете, что Евросоюз сочтет размещение ракет между двумя странами-членами ЕС блестящей идеей. Задержит ли это переговорный процесс? Я так не считаю. Повлияет ли это на общую атмосферу отношений между европейским Союзом и Россией? Я с уверенностью бы сказал – да, повлияет.
- Конфликт в Южной Осетии побудил ЕС заморозить переговоры по новому соглашению о сотрудничестве. Хорошо известно, что некоторые страны считают возобновление переговорного процесса преждевременным, поскольку, по их мнению, Россия не полностью выполнила обязательства по договоренностям Медведева-Саркози. Имеется ли у ЕС в настоящее время общая позиция по этому вопросу? Как Брюссель оценивает реализацию договоренностей российской и грузинской сторонами?
- Оценка выполнению обязательств имеет не только фактический, но и политический характер. Политическая оценка тому, в насколько полном объеме выполняются обязательства, будет дана Советом министров иностранных дел в понедельник, тогда же, когда будет приниматься решение о возобновлении переговорного процесса.
- Представители ЕС заявляли, что Брюссель пересмотрит свою политику в энергетической сфере, если Россия, Катар и Иран создадут организацию экспортеров газа. О каком пересмотре идет речь? Значит ли это, что ЕС уменьшит объем сотрудничества с Россией?
- Это та сфера, где интересы ЕС и России заключаются в обеспечении безопасности поставок и безопасности спроса. Это означает, что о мерах, которые принимаются Россией для организации своего экспорта или сотрудничества с другими экспортерами, надо судить по их влиянию на рынок и – что нас интересует – на безопасность поставок. Чем больше эти меры способствуют безопасности поставок – тем лучше. Если они не будут способствовать безопасности поставок и будут снижать уровень конкуренции, если они не будут работать в интересах потребителей – тогда мы будем думать, что нужно предпринять. Но это будет необходимо только в том случае, если эти меры будут иметь негативное влияние на безопасность, на конкуренцию, на потребителей.
- Как продвигается взаимодействие с российскими властями по разрешениям на работу для граждан ЕС? Была ли решена проблема ограничения количества таких разрешений?
- В ходе предыдущего саммита в Ханты-Мансийске президент Медведев пообещал пересмотреть политику в этой сфере. Российское правительство решило увеличить количество разрешений на работу, выдаваемых гражданам ЕС и облегчить саму процедуру. Реализация этих решений сейчас ведется, может быть, не так быстро и эффективно, как нам хотелось бы, но мы признаем, что правительство приняло такое решение и работает в правильном направлении.
- Как Вы оцениваете реализацию соглашения по облегчению визового режима, как оно работает?
- Мы проводим регулярные встречи комитета по мониторингу, чтобы понять, как идет имплементация соглашения. И я думаю, она идет в правильном направлении. Но, конечно, облегчение визового режима и реадмиссия – это своего рода учебный процесс, и нельзя ожидать, что все будет безупречно. И все же, на наш взгляд, реализация этого документа идет в правильном направлении.
- Какие еще темы будут подниматься на саммите?
- На саммите будет проведен обзор отношений РФ-ЕС, нашей работы по реализации «дорожных карт» по построению четырех общих пространств. Конечно, будет обсуждаться финансовый кризис. Мы также ожидаем, что на саммите состоится дискуссия по предложению президента Медведева об инфраструктуре безопасности в Европе. Кроме того, мы ожидаем дискуссии по международным вопросам, - безусловно, по Грузии, по нашему сотрудничеству на Ближнем Востоке в рамках «квартета». Возможно, также состоится обмен мнениями по Афганистану и Ирану.
- Многие эксперты говорят о снижении уровня доверия и взаимопонимания между ЕС и РФ после кризиса на Кавказе. Как бы вы прокомментировали такую точку зрения и как охарактеризовали бы нынешние отношения России и Европейского Союза?
- Действительно, из-за августовских событий в Грузии уровень доверия между двумя партнерами снизился. Но, по мнению Европейской комиссии, а также французского председательства и многих стран-членов ЕС, нам нужно преодолеть это. Главное, что мы, хотим того или нет, являемся важными стратегическими партнерами во многих сферах – в экономической, в сфере безопасности, в области взаимодействия правоохранительных органов, в судебной сфере, в сфере обеспечения стабильности и безопасности на евразийском континенте, на котором мы живем.
Потому, нравится нам это или нет, нам нужно жить вместе и лучшее, что мы можем сделать - это развивать настоящее стратегическое партнерство. Если уровень доверия снизился из-за конфликта, нам нужно преодолеть это. Нужно искать пути и средства для восстановления доверия, чтобы сотрудничать в реализации наших совместных инициатив, чтобы сделать это партнерство действительно эффективным, чтобы оно позитивно отразилось на жизни наших народов.