Рейтинг@Mail.ru
6 ноября - РИА Новости, 05.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 ноября

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Читать ria.ru в
- Православная церковь празднует иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».>>
1753 - родился Михаил Иванович Козловский, скульптор и рисовальщик, академик.>>
1893 - умер Петр Ильич Чайковский, композитор, один из величайших представителей русской музыкальной классики.

Православная церковь празднует иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

     Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» не связана с великими историческими событиями - войнами, бунтами, катастрофами. Здесь Богородица предстает как величайшая покровительница страждущих, о чем говорят слова молитвы к ней: «Помощница еси обидимых, не надеющихся на деяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих (голодных) кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». На самой иконе эти убогие люди изображены в ногах Богоматери, а она окружена ангелами, призванными помогать униженным и оскорбленным. Этот тип икон появился на Руси сразу же после принятия христианства. Еще правнук Ярослава Мудрого, князь-инок Никола Святоша, устроив при святых вратах Киево-Печерской обители больницу для бедных, поместил в больничный храм прославившуюся чудотворениями икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С 1643 года перед подобной иконой молятся и москвичи в храме Преображения Господня на Большой Ордынке. Праздник же этой иконе был установлен в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима - Евфимии. В 1711 году, когда царскую резиденцию перенесли в Санкт-Петербург, сестра императора Петра I царевна Наталья перевезла туда и чудотворную икону, которая стала первой святыней новой столицы. В конце XIX века в городе на Неве прославилась другая икона Божией Матери «Всех  скорбящих Радость» - с грошиками. В 1888 году во время грозы молния ударила в часовню на Стеклянном заводе, но, как утверждали очевидцы, находившийся в ней образ Богородицы остался невредимым, икона не только не сгорела, но обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась, а к иконе прилепились 12 грошиков. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу, и толпы людей устремились к иконе, которая после этого прославилась у верующих многими чудотворениями. Известно много списков с иконы, на них грошики уже пишут краской. Существует много разных типов иконы «Всех скорбящих Радость». Иногда Богородица изображена увенчанной короной, в царском одеянии, иногда держит младенца Иисуса на руках. На иконе с грошиками Богородица предстает в обычной своей земной одежде, с белым покрывалом на голове. Икона «Всех скорбящих радость» очень любима в народе, она есть почти в каждом храме.

255 лет назад (1753) родился Михаил Иванович Козловский, скульптор и рисовальщик, академик

     Михаил Козловский родился 6 ноября 1753 года в Санкт-Петербурге. Сын флотского трубача. Учился в Петербургской академии художеств (1764-1773), долгие годы жил и работал в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780, 1788-1790). С 1794 года - академик и профессор Петербургской академии художеств. Михаил Козловский  - один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, гуманизмом и эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко,  Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; «Бдение Александра Македонского», мрамор, 1780)  проявил стремление к строгой пластичности произведений. В последующие годы Козловский создает образы гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях («Спящий Амур», мрамор, 1792). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор, 1797), он создает аллегорические воплощения воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце - «Самсон, раздирающий пасть льва» (золоченая бронза, 1800-1802; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором Василием Симоновым). Наиболее значительное произведение Козловского - монумент полководцу Александру Суворову (1799-1801, бронза) на Марсовом поле в Санкт-Петербурге (позднее перенесен на площадь Суворова). Скульптор создал обобщенный образ воина, идеального полководца, героя, воплотив в нем идею военной мощи и триумфа России. Михаил Козловский с 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Среди его учеников наиболее известны Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский. Умер Михаил Козловский 30 сентября 1802 года в Санкт-Петербурге.

115 лет назад (1893) умер Петр Ильич Чайковский, композитор, один из величайших представителей русской музыкальной классики

     Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1859 году окончил Петербургское училище правоведения и до 1863 года служил в Министерстве юстиции. В 1865 году с отличием окончил консерваторию, с 1866 до 1878 года был профессором Московской консерватории. Благодаря меценатке Надежде фон Мекк, Чайковский с конца 1870-х годов смог покинуть службу и полностью отдаться композиторскому творчеству. Участвовал в создании либретто всех своих опер (с братом Модестом Ильичом). Написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии». Был известен и как музыкальный критик, выступавший со статьями в московских газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». Живя в Западной Европе и в России, активно участвовал в музыкальной жизни европейских столиц (в 1885 году был избран директором Русского музыкального общества). Умер 6 ноября 1893 года в Петербурге.
     В творчестве Чайковского представлены почти все современные ему музыкальные жанры, но главное место занимают опера и симфония. Написал 10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник, «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические произведения, романсы. Считая симфонию «исповедью души», Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанного с философско-драматической трактовкой жанра. Симфоническим развитием насыщены и другие жанры (оперы, балеты). В музыке Чайковского с необычайной силой проявились его неповторимая творческая индивидуальность, неисчерпаемый мелодический дар и выдающееся симфоническое мастерство. Творчество Чайковского занимает одно из ведущих мест в истории мировой музыкальной культуры. Значительно воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов. Рахманинов, Аренский, Глазунов и Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние заметно и в творчестве столь разных композиторов, как Мясковский и Стравинский. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И.Чайковского.

75 лет назад (1933) умер Борис Сергеевич Петропавловский, инженер-артиллерист, один из организаторов и руководителей работ по ракетной технике в СССР

     Борис Петропавловский 26 мая 1898 года в Курске в семье священника. В 1915 году окончил Суворовский кадетский корпус в Варшаве, затем - ускоренный курс Константиновского артиллерийского училища в Петрограде (Санкт-Петербург). Из училища в чине прапорщика был отправлен на фронт. Там командовал одной из немногих зенитных батарей. Во время революции Борис Петропавловский в 1919 году был мобилизован в Красную Армию. Вскоре его откомандировали в Ленинградскую военно-техническую академию, после окончания которой в 1929 году Петропавловский стал руководителем опытов Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ). Через некоторое время был назначен заместителем начальника, а затем начальником ГДЛ. Под его руководством и при непосредственном участии практически завершились опытно-конструкторские работы над реактивными снарядами PC-82 и PC-132. Петропавловский предложил использовать для стрельбы реактивными снарядами любых типов не минометы, а легкие пусковые установки, которые сам и конструировал. Такие установки позволяли вести огонь с самолетов, танков, автомобилей и даже с плеча пехотинца. Борис Петропавловский выдвинул еще одну ценную техническую идею - оснащение винтомоторных самолетов реактивными стартовыми ускорителями, позволяющими сократить разбег при взлете и увеличить полетный вес. Первые же испытания подтвердили теоретически рассчитанную эффективность этого новшества, которое применили на тяжелых бомбардировщиках ТБ-1 и ТБ-3, а затем и при освоении реактивной авиации. Внес большой вклад в создание реактивных снарядов для «катюш». Пост начальника ГДЛ Борис Петровский занимал около двух лет (1930-1931). Работу в Гидродинамической лаборатории совмещал с преподавательской деятельностью в Академии имени Ф.Э.Дзержинского и работой в Ленинградской группе изучения реактивного движения. Погиб 6 сентября 1933 года на полигоне при испытании очередной модели реактивного снаряда. Главный конструктор космических систем Сергей Королев считал Бориса Петропавловского своим учителем наряду с Константином Циолковским и Фридрихом Цандером. Именем Петропавловского назван кратер на обратной стороне Луны.

97 лет назад (1911) родился Павел Герасимович Лисициан, певец, народный артист СССР

     Павел Лисициан родился 6 ноября 1911 года в Владикавказе (ныне Северная Осетия). Уже в четырехлетнем возрасте исполнял соло и дуэтом с отцом армянские, русские, украинские и неаполитанские народные песни. Несколько лет занимался в хоре под руководством композиторов Сардарьяна и Манукяна. Учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре. Пятнадцатилетним подростком, после окончании школы-девятилетки,  покинул родительский дом, чтобы трудиться самостоятельно. Работал на Садонских рудниках под Владикавказом учеником бурильщика, разнорабочим, подсобником, в Ахалкалаки на строительстве Тапараван-ГЭС. Был  участником художественной самодеятельности, солистом в народном хоре. В 1930 году приехал в Ленинград (Санкт-Петербург) для поступления в консерваторию и до вступительных экзаменов работал на Балтийском заводе, освоив профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца. С Ленинградской консерваторией пришлось расстаться, едва начав обучение. Павел поступил статистом в Большой драматический театр. Диплом о высшем образовании певец получил уже в зрелом возрасте, будучи  народным артистом СССР (Ереванскую консерваторию он окончил экстерном в 1960 году). В 1932 году Лисициан возобновил регулярные занятия пением. Поступив в музыкальный техникум, стал солистом Первого молодежного оперного театра, дебютировав в «Севильском цирюльнике» Россини, но вскоре молодежный театр был расформирован. Еще год учебы в музыкальном техникуме, и снова театр, теперь уже молодежная группа Ленинградского Малого оперного театра. В 1933 году начались выступления в рабочих клубах, домах культуры, школах. В 1936 году Лисициан подготовил и спел в концертном зале Капеллы в ансамбле с Мееровичем первое в своей жизни сольное отделение - романсы Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова. В 1937 году певец получил приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. Три с половиной года работы в Армении были весьма плодотворными - он исполнил пятнадцать партий в классических и современных спектаклях: Евгения Онегина, Валентина, Томского и Елецкого, Роберта, Тонио и Сильвио, Маролеса и Эскамильо, а также Митьки и Листницкого в «Тихом Доне», Татула в опере «Алмаст», Товмаса в «Восточном дантисте», Грикора в опере «Лусабацин». Но особый успех выпал на долю певца в дни Декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Лисициану присвоили звание заслуженного артиста Армянской ССР.
     В 1940 году певца пригласили в Большой театр, где в течение 26-ти лет он был  ведущим солистом. Дебют Павла Лисициана на сцене филиала Большого театра состоялся 26 апреля 1941 года. Во время Великой Отечественной войны вместе с бригадой выступал в авиационных частях, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. На фронтах и в тылу спел более 500  концертов и гордился боевыми наградами - медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа». 3 декабря 1943 года, впервые после большого перерыва, выступил на сцене столичной оперы. В 1946 году Лисициан исполнил партию Жермона в «Травиате» Верди, Казбича в «Бэле» Александрова. Вслед за этим он исполнил в опере Мурадели «Великая дружба» партию Чрезвычайного комиссара, в 1953 году - Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». Еще три партии в операх советских композиторов были исполнены Лисицианом на этой сцене: бельгийского патриота-антифашиста Андре в «Джалиле» Жиганова, Наполеона в «Войне и мире» Прокофьева. В опере Дзержинского «Судьба человека» он пел скорбный реквием «Памяти павших». Лисициан был первым певцом из России, выступившим на сцене Метрополитен-опера,  гастролировал более чем в тридцати странах. В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, участвовал более чем в 1800 спектаклях, спев 50 партий. Лисициан обладал необычайным, уникальным тембром голоса. Он - лауреат Шумановской премии, Международной премии Американской академии музыки. Удостоен престижного звания «Лучший баритон ХХ века». Несколько лет назад Павел Лисициан простился с оперной сценой и концертной эстрадой и пел уже только в репетиционном классе. Умер выдающийся певец 6 июля 2004 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала