Джон Лафлэнд, руководитель Исследовательского отдела в Институте демократии и сотрудничества в Париже, для РИА Новости.
Согласно широко распространенному мнению, избрание Барака Обамы является для России хорошей новостью. Новый президент США – как утверждается – откажется от конфронтационного стиля Джорджа Буша-младшего и займет более примиренческие позиции во внешней политике, включая отношения с Москвой.
Почти не вызывает сомнений тот факт, что президентство Буша-младшего было пагубным как для Америки, так и для всего мира. Следовательно, конец контроля республиканцев в Белом доме можно только лишь приветствовать. К сожалению, однако, есть много оснований для пессимизма по поводу будущего отношений между Востоком и Западом при президенте Обаме.
Во-первых, разумеется, это вероятный внешнеполитический курс самого президента Обамы. Новоизбранный вице-президент США Джо Байден пользуется печальной известностью за свои антироссийские взгляды. В своей речи в августе с.г., когда он дал согласие стать кандидатом от Демократической партии, Байден конкретно критиковал администрацию Буша-младшего за то, что она не сумела подавить Россию, т.е. за то, что она направляла свои атаки не на того противника. В выступлении на внешнеполитические темы в Цинциннати 25 сентября с.г. Байден сказал, что Россия представляет не меньшую угрозу, чем Иран, и тепло отозвался о своем визите к президенту Грузии "Мише" Саакашвили, с которым он, очевидно, находится на дружеской ноге и с которым он обсуждал, как президент Обама заставит Россию "заплатить" за ее "агрессию" против "демократической" страны.
Но главное основание для пессимизма лежит в отношениях с Европой. Главной внешнеполитической инициативой президента Медведева с момента его избрания является обхаживание европейских лидеров, в особенности в Эвиане в прошлом месяце. Предложения Медведева относительно нового договора о европейской безопасности являются попыткой дать России возможность утвердиться в военных структурах, доступ в которые сегодня для нее закрыт, и, следовательно, сократить американское господство в этих структурах. По существу, его предложения следует рассматривать как продолжение давнего геополитического проекта Москвы, начало которому было положено Советским Союзом, по меньшей мере, в 1975 году, при подписании Хельсинкских соглашений.
Однако избрание демократа президентом США означает, что теперь станут укрепляться отношения США - Европейский Союз (ЕС), а не отношения между Европой и Россией. Годы правления Буша-младшего были исключительно трудными для проамерикански настроенной элиты, которая правит Европой. Все главные игроки в европейской политике интуитивно настроены проамерикански (и, соответственно, антироссийски), но претворению в жизнь их основополагающего желания любить Америку – и быть похожими на Америку, например, создав Соединенные Штаты Европы – препятствовали как презрение, с которым к Джорджу Бушу относились во всем мире (и, если на то пошло, в его собственной стране), так и очевидная глупость его внешней политики.
В противоположность Бушу-младшему, который наслаждается своей репутацией мужлана, Барак Обама является воплощением всех тех ценностей, в которые влюблены сами европейские лидеры: левый либерализм, молодость, динамизм, стремление к переменам, даже этническое разнообразие. В предвыборный период они почти не скрывали своего возбуждения в связи с перспективой его избрания. Ну, как же, Обама даже пишет книги. А поэтому, как только в Белом доме вновь зазвучит любимая ими мелодия мультилатерализма (multilateralism - принцип построения отношений между государствами, основанный на механизме многосторонних соглашений, позволяющих каждому государству пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами – прим. пер.), долгие годы сдерживаемый проамериканизм тут же вырвется на свободу. Лидеры Европейского Союза снова получат возможность идентифицировать "Америку" с "прогрессом", как это было во времена их юности, и станут падать в обморок от восхищения всякий раз, когда президент Обама будет предлагать какой-либо новый международный (т.е. трансатлантический) план продвижения западных политических ценностей в остальном мире (и усиления власти над ним Запада). Напротив, они считают Россию политически реакционной и видят в ней угрозу для своих самых любимых идей.
Это, по крайней мере, очевидно из недавних заявлений двух ведущих политических руководителей Европейского Союза. Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, выступая на прошлой неделе с ежегодной речью в Институте исследования проблем безопасности ЕС в Париже, с явной теплотой и энтузиазмом говорил о трансатлантическом альянсе. Он сказал: "Я был и остаюсь твердым приверженцем способности США и Европы действовать в качестве силы добра во всем мире". Однако он не произнес ни единого слова критики в адрес внешней политики США в последние ужасные восемь лет.
Но, когда он заговорил о России, его голос зазвучал жестче и в нем появились холодные нотки. Он говорил в таком тоне, как если бы Россия являлась страной, с которой он вынужден иметь дело, вовсе не желая того. Он сделал прозрачный намек на то, что Россия использует экспорт энергоносителей в качестве стратегического оружия – серьезное обвинение в адрес соседней страны, с которой ЕС пытается подписать соглашение о партнерстве – и он отверг предложение Медведева относительно нового договора о европейской безопасности (о котором он едва упомянул) как слишком "неясное", чтобы заслуживать рассмотрения в данный момент. Он даже снисходительно сказал, что у россиян особый тип политического мышления, который европейцы обязаны понять, как если бы Россия страдала от какого-то странного коллективного психоза. Разумеется, никто никогда не ставил под сомнение проамериканские симпатии Соланы. В 1999 году он был Генеральным секретарем НАТО, когда этот военный блок в течение трех месяцев вел войну против Югославии.
Все вышесказанное относится и к опубликованной в прошлый вторник в английской газете "The Guardian" статье президента Европарламента Ганса-Герта Поттеринг. Поттеринг тоже с энтузиазмом рассуждал о перспективе "нового старта трансатлантических отношений" после выборов в Америке, и он пригласил нового американского президента выступить в Европарламенте в следующем году. Напротив, его реакцией на избрание президентом России Дмитрия Медведева в марте и на его инаугурацию в мае с.г. стало полное молчание в обоих случаях. В последние месяцы единственными касавшимися России заявлениями Поттеринга были заявления в поддержку Грузии и нападки на Белоруссию.
В этих обстоятельствах представляется крайне маловероятным, что попытки президента Медведева привлечь внимание и завоевать симпатии элит Европейского Союза к таким же европейцам, проживающим к востоку от Украины, дадут позитивный эффект. Раздел Европейского континента на Восток и Запад, столь полезный для американской геополитической стратегии, скорее всего, сохранится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции